В средней школе 1 г. Лепеля обучают функциональной грамотности…
С 2021-2022 учебного года учащиеся и педагоги начальной школы государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Лепеля» работают над реализацией инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников». Реализация проекта проходит под руководством Светланы Гин, профессора кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования», кандидата педагогических наук, доцента.
Что такое функциональная грамотность, посредством каких методик этому можно научить младших школьников, какие результаты реализации инновационного проекта уже можно наблюдать – эти и другие вопросы мы задали Жанне Карпицкой, заместителю директора по учебной работе средней школы № 1 г. Лепеля.
Жанна Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, что такое функциональная грамотность и, какое значение она имеет для школьников?
— О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание.
В Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы, утверждённой Советом Министров Республики Беларусь, развитие функциональной грамотности определено как одно из принципиальных преобразований в системе образования с целью повышения её привлекательности и конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.
Функциональная грамотность рассматривается как ценностный ориентир, позволяющий ребёнку постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общении и социальных отношениях. Учащиеся с развитой функциональной грамотностью способны успешно решать разные бытовые проблемы, использовать базовые навыки чтения и письма для построения коммуникации, умеют находить выход в разнообразных социальных ситуациях.
На что в первую очередь важно делать акцент педагогу в процессе обучения функциональной грамотности?
— Функциональная грамотность состоит из нескольких компонентов. Но всё же, ведущим из них является читательская грамотность. Под ней понимается способность к чтению и пониманию разнообразных типов текстов, умение извлекать информацию и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Важно научить ребёнка читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать разные взаимосвязи и параллели.
Поясните, в чём особенность учебных пособий по формированию функциональной грамотности?
— Безусловно, эти учебные пособия имеют свои отличия. Их содержание даёт возможность младшим школьникам использовать материал, который помогает проявить себя в неординарных действиях, занимательных упражнениях, предлагает выполнять разнообразные, необычные задания, организовать творческую работу. К примеру, это могут быть ребусы, кейворды, задания с QR-кодами. Такие формы работы способствуют развитию мышления, памяти, воображения, любознательности, тренировке внимания, помогают развитию умений думать, находить ответы на определенные вопросы, формируют навыки исследовательской деятельности.
Учащиеся учатся работать с несплошными текстами (схемами, таблицами, графиками, диаграммами, интеллект-картами), сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми они чаще всего встречаются в реальной действительности. Именно такая работа с информацией, направленная на развитие умения преобразовывать и обобщать информацию, позволяют систематизировать знания детей, повышать успеваемость, учить детей мыслить.
На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определённых целей в жизни.
Жанна Дмитриевна, расскажите, какие педагоги вашего учреждения работают в рамках данного инновационного проекта и какие изменения в освоении учебного материала они наблюдают у своих учащихся?
— Над реализацией проекта работают опытные педагоги Ирина Гринкевич, Наталья Демко, а также Мария Осовская. Анализируя результаты обучения, педагоги отметили, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлечёнными в познавательный процесс, способными анализировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.
Эффективность инновационной деятельности подтверждается качеством проводимых мероприятий, положительной динамикой результатов выполнения диагностических работ читательских умений, функциональной грамотности, положительной рефлексивной оценкой педагогов, учащихся, законных представителей.
Использование технологии многомерного чтения позволяет младшим школьникам быть успешными в обучении, что и определяет актуальность инновационного проекта, в котором участвует наше учреждение образования.
Беседовала Яна МИСНИК
Фото: Яна МИСНИК