Как рассказать о войне так, чтобы не было фальши? Творческий коллектив народного театра “Поиск” поставил спектакль «Назови ее Аннушкой», спектакль о тыле — не о героях с винтовками, а о тех, кто падал от усталости у станков, кто хоронил близких без гроба, кто выживал. Самое страшное — ты понимаешь, что это не абстрактные «люди прошлого», а реальные судьбы. Бабушки, деды, соседи. Те, чьи фотографии до сих пор хранятся в семейных альбомах…

Знаете, иногда идёшь на спектакль и вроде бы заранее понимаешь, о чём он будет, но всё равно получаешь что-то неожиданное. Вот так вышло с постановкой «Назови ее Аннушкой» – драмой в двух частях, которую поставил народный театр «Поиск» Лепельского районного Дома культуры. Сразу скажу: это не тот случай, когда хочется рассуждать о декорациях или сложных режиссёрских приёмах. Тут про другое – про людей, про память, про настоящую боль и настоящую веру.

Пьеса Льва Синельникова рассказывает о тех, кто был в тылу, кто ковал Победу не с автоматом в руках, а у станка, в холодных цехах, без сна и отдыха. Голод, лишения, смерть рядом, но никаких жалоб — только стиснутые зубы и вера: «Всё для фронта! Все для Победы!»

И все это без пафоса, практически без событийно, но с пронзительным вниманием к нравственному выбору и душевной чистоте персонажей. Здесь нет патетических монологов — только быт, обрывки фраз, тихие сцены, где боль видна не в крике, а в том, как человек закусывает губу, чтобы не расплакаться. Здесь люди скрывают друг от друга трагические вести, щадят разбитые сердца и живут светлой надеждой – это трогает, вызывает сочувствие (не жалостливость) и вселяет гордость.

Герои, благодаря умелой руке мастера (режиссера Виктора Джамилашвили) и преданности делу самих исполнителей, получились живыми, понятными, меняющимися на протяжении пьесы. Из резкого, нетерпимого и категоричного комиссованного по ранению героя-фронтовика Степан Кириллович Турбин (в исполнении Антона Скульмовского) становится человеком, который остро понимает, что в тылу – тот же фронт, не знающий пощады и жалости, а держат его на хрупких плечах рано повзрослевшие дети и женщины. И Турбин искренне восхищается их героизмом. И отчаянно сопротивляется зарождающимся чувствам к Лесе Ракитиной (в исполнении Ксении Конон и Виктории Новомейской). Кстати, это получился очень интересный ход, когда одну героиню в рамках одного показа сыграли две актрисы. Из пышущего здоровьем, восхищенного жизнью и возможностью трудиться на общее благо подростка Леся во втором акте превращается в хрупкую, изящную, сильно похудевшую из-за голода и адского труда девушку, которая сохраняет оптимизм и восторг каждого дня, каждой встречи, оставаясь ярким весеннем солнцем на сером, полном потерь военном небе. Актрисы так точно и эмоционально, и по жестам сыграли одну героиню, что не все зрители увидели замену.

Очкарик-интеллигент Илья Владимирович Лавров в исполнении Дмитрия Павлова настолько убедителен, что зритель кожей чувствует его отчаянье, желание, не смотря на здоровье, защищать свою Родину и свою семью. И когда в сцене ухода на фронт зритель видит его такого худого, нескладного, в явно с чужого плеча большой шинели, перетянутой солдатским ремнем, и побритого (актер между сценами побрился наголо!), острой болью в сердце возникает чувство: это прощание, он никогда не вернется.

Как трогательно в постановке раскрывается благородство тонкой артистической натуры, певицы Веры Львовны Лавровой (Оксана Окуневич), когда она, желая скрыть от невестки, Нины Ракитной (Татьяна Володько-Неведомская), известие о смерти Ильи, объясняет свое горе матери выдуманной историей о потерянной карточке. А ведь Нина думала, что свекровь ее не любит, не жалеет и несет в своем сердце неприязнь за «отобранного» сына. Да и сама Нина бережет свекровь, которую считает легомысленной, оторванной от жизни порхающей бабочкой, в последний момент скрывая похоронку.
Сергей Ракитный (в исполнении Романа Клундука) – талантливый, импульсивный молодой человек, категоричный максималист, пытающийся быть взрослым мужчиной, отчаянно мечтает уйти на фронт. Сашка (Арсений Конопелько), засыпающий на ходу от голода и усталости. Беременная Алевтина Турбина, невестка Степана (Оксана Захаренок) – при всей внешней мягкости, плавности речи демонстрирует поистине несгибаемую волю и внутренний стержень. Эти люди держат и военный завод, и тыл, их трудом и верой куется Победа.
А кто же такая Аннушка? Это и ласковое название пушек, которые выпускают на заводе наши герои, и рожденная Алевтиной девочка, и бабушка Аня (Наталья Джамилашвили), которая через много лет после войны приводит свою внучку (Алеся Жерносек) к обелиску, чтобы передать свою историю Победы.
Кстати, самой младшей актрисе – Алесе Жерносек – всего шесть лет. И вот это отдельная магия: дети на сцене всегда добавляют особую искренность. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что для них эта история – не просто слова, а что-то очень личное, почти семейное.
Вот так, через личное, через дрожь в голосе актёров-непрофессионалов, через детали вроде вытертой до дыр кофты или старого женского халата — память становится не уроком истории, а частью тебя.
Режиссёр Виктор Джамилашвили, по-моему, сделал главное: не стал усложнять, а дал актёрам возможность быть настоящими, они не «изображают» — они говорят за тех, кого уже нет. Важно, что зритель поверил каждому слову, каждому жесту. А испытанные в финале эмоции и искренние слезы объединили и зрителей, и актеров общностью памяти и чувств, где радость Победы замешана на горечи потерь, а любовь дарует веру…
Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над постановкой трудилась команда единомышленников (художники Иван Будич и Надежда Кирилина, звукооператор и видео оформление – Максим Гундарев, свет – Василий Золотухо). В спектакле «Назови ее Аннушкой» атмосферу усиливали продуманное сценическое освещение и лаконичные декорации, которые вместе создавали эмоциональный и визуальный фон, раскрывающий драматическую суть пьесы. Так, в первом акте задник был завешен темной тканью, где в небольшом просвете виднелось ночное небо, как слабый лучик надежды. А во втором – на заднем плане появились завод и пушки. В финальной же сцене бабушка и внучка приходят к обелиску на фоне завода, затем картинка меняется на клин журавлей над дулами пушек и цветущий сад — как верность памяти и правде, как победа жизни над смертью, как неразрывная связь поколений.
***
Алеся Головач
— Спектакль произвел сильнейшее впечатление. Это не просто рассказ о войне. Это попытка напомнить, что за каждой цифрой в учебнике – живая судьба, и что память – это не только про прошлое, но и про нас сегодня. И, знаете, иногда такие спектакли нужны даже больше, чем большие премьеры в столице. Потому что они про настоящее, про людей рядом и про то, что не забывается.
Анна Белькович
— В спектакль окунаешься так, что забываешь, что ты зритель: просто проживаешь эту жизнь вместе с героями. И плачешь вместе с ними. Муж после спектакля сказал, что он забыл, что хочет курить – настолько спектакль его держал.
Алёна Бильцевич
— Приехали с мужем из Минска специально на спектакль. Когда-то я занималась у Виктора Ивановича. Война на сцене – это всегда что-то громкое, кричащее, готовилась к такому. А в итоге – так тихо, и в этой ужасной тишине тоска, боль, надежда и вера. В постановке чувствуется кисть мастера – талант подсветить такие неочевидные стороны засмотренной до дыр темы. Я счастлива, что мои детские годы прошли под чутким руководством такого наставника, настоящего профессионала! Рада вернуться в родной зал, родной город.
Фаина Березняцкая
— Спектакль просто потрясающий! Слезы в глазах и ком в горле. Он достоин любой столичной сцены. Не всегда профессиональные актеры так проживают роль, как наши самодеятельные. А талант Виктора Джамилашвили вполне мог бы блистать где-то в столицах. И какое счастье, что он творит именно на Лепельщине.
Оксана Окуневич, исполнительница роли Веры Львовны
— Играю у Виктора Ивановича с 18 лет. Но обычно это были комедии. А вот этот спектакль был очень сложным, очень тяжелым. Это правда жизни и ее прожить нужно так, чтобы зритель поверил: не передавить, не пережать, эмоции должны быть правдивыми. Нервов, эмоций, адреналина, седых волос этот спектакль нам добавил. Надеюсь, получилось.
Виктор Джамилашвили, режиссер спектакля
— Мы очень старались. Очень. Хотели убедить зрителя. Чтобы он нам поверил. По реакции зрителя – вроде все удалось. Ну а тот режиссер, который доволен — уже не режиссер.
***
Спектакль не просто удался, он попал в самое сердце. Люди плакали. Он объединил всех собравшихся в тот вечер в зале и зрителей, и актеров общностью истории, памяти, эмоций и слез. Люди не хотели расходиться, продолжали общаться, вспоминать истории своих семей. И, как самые ценные и яркие воспоминания, они будут хранить в памяти эти эмоции, эти слезы, объединившие нас, не знавших войны, с людьми эту войну пережившими и выигравшими.
Текст и фото: Елена ГРУК