• Пенсионер передал кибермошенникам деньги и слитки драгоценных металлов.…
  • Активистки Лепельской районной организации ОО “Белорусский союз женщин”…
  • “Пеллеты и еще раз пеллеты!” Почему Александр Лукашенко…
  • Генпрокуратура: коррупция не превышает 2% в структуре общей…
Лепельский край
  • Главная
  • Новости
    • Общество
    • Президент
    • Пульс Лепельщины
    • Школьный меридиан
    • Новости региона
    • Спорт
    • Культура
    • Молодёжное
    • Беларусь помнит!
    • Основы безопасности
    • Здоровье
    • Сельское хозяйство
    • Власть и люди
    • Беларусь — это мы
    • Человек и закон
    • Охрана природы
    • Бацькаўшчына
    • В стране
    • Сто дорог – одна твоя
  • Реклама
  • О редакции
  • 95 лет пишем историю
☰
Лепельский край
HAPPY LIFE

Цмок

lepadmin - Памятники - 09.07.2022

Один из самых известных белорусских цмоков по легенде жил в Лепельском озере, входящем в состав водоемов белорусского Поозерья. Тамошние места вообще богаты на цмоков-драконов, особенно на их водно-озерные подвиды. Оно и понятно, сама территория Поозерья, созданного в последний ледниковый период, тому способствует: леса, долины, холмы, болота, озы, камы, друмлины... И озера, много озер — больших и маленьких, отдельно стоящих и соединенных между собой как протоками, так и подземными "каналами" — почти 3000 озер. Стоит ли удивляться тому, что среди белорусских цмоков цмок поозерский выделяется в отдельный вид? А в рамках этого вида существует два подвида — "сухопутный" цмок и цмок озерный. Последнего еще называют цмок-фока. Фока — не потому, что имя у него такое, "Фока", а по той причине, что в переводе с древне-греческого "фока" (Φωκάς) обозначает "тюлень". Именно на этого зверя оказался больше всего похож водяной цмок Поозерья: Видом тот змей был как зверь фока, такой же лоснистый, в складках, только без клыков. И серый, как фока. Но длиннее, чем тот, весьма. Потому что длины в нём было семь с половиной логойских саженей*, а если поинтересуется немец, то восемь и одна пятая фадена, а если, может, ангелец, то сорок девять футов и ещё двадцать два дюйма.   Туловище имели эти змеи широкое и немного сплюснутое, и имели они плавники — не такие, как у рыбы, а такие точно, как у фоки, толстомясые, широкие, но не очень длинные. Шею имели, к туловищу, так тонкую и слишком длинную. А на шее сидела голова, одновременно похожая и на голову змеи, и на голову лани.   И зубы были величиной с конские, но острые, и много их было на такую голову, даже слишком. Глаза огромные, как блюдца, мутно-синие в зелень, остекленелые. И страшно было смотреть в эти глаза, и мурашки по спине, будто Евиного змея увидел, и неудобно как-то, и будто в чём-то виноват."   Владимир Короткевич "Христос приземлился в Гродно". Перевод Александра Сурнина       Когда и откуда появились озерные цмоки в белорусских озерах, неизвестно. Но люди говорят, что очень, очень давно. Как минимум, лет 500-600 назад они тут уже были. Где-то в архивах энтузиасты раскопали информацию о том, что будто-бы во время посещения Великого княжества литовского известный итальянец Казанова по пути к Екатерине Великой специально навестил то же Лепельское озеро, чтоб пообщаться с озерным цмоком. И это, якобы, ему удалось. Говорят, беседа длилась несколько часов, после которых прославленный авантюрист, путешественник и ловелас несколько дней пребывал в очень задумчивом настроении. Чему его цмок учил, никто не знает. Но вот Владимир Орлов утверждает, что в свое время в гости к цмоку наведывалась и некая госпожа де Помпадур, официальная фаворитка французского короля Людовика XV. Правда это или нет, опять же неизвестно, но практически до недавнего времени народ был уверен, что лепельский цмок может обеспечить всестороннее благополучие молодых: C детства слышала небылицы, будто в деревню Волова Гора с Лепельского озера в день свадьбы кого бы то ни было из сельчан обязательно приплывает по рекам Эссе и Береще, озеру Береща и Березинскому каналу змееподобное чудовище по имени Цмок. Делает он это ради того, чтобы получить угощение со свадебного застолья. Ровно в полночь жених и невеста уходили со свадьбы на дамбу Березинского канала и в самый глубокий омут, где якобы уже ожидал разносолы и выпивку Цмок, выливали самогон и бросали закуску. Одновременно просили у чудища благословения на будущую совместную жизнь. Делали это полулегально, поскольку церковнослужители не одобряли почитания мифического существа. Однако никто не отваживался нарушать обычай. Говорят, что молодые даже слышали, как после угощения пьяный Цмок бушевал в омуте и на местном диалекте благословлял будущую семью. Свадебные благословления Цмока   Этот пассаж об озерных цмоках лепельского края, принадлежащий настоящему классику белорусской литературы, дает четкое описание "предыстории" озерных цмоков, связанной и с именем преподобного Амброзия Кутеинского, и с исчезновением популяции оных цмоков в Поозерье. Ну, "исчезновение" — это, видимо, слишком сильно сказано, потому что описываемые Короткевичем события относятся к временам, много более ранним, нежели посещение цмока Казановой. Так что цмоки (понятно, в ограниченном количестве) под Лепелем остались. И не просто остались, а пользуются уважением среди жителей окрестных деревень. По сегодня в народе, (когда в шутку, когда всерьез) рассказывают "современную историю" Цмока. О том, как купальщики в дождь часто видят во время удара молнии по реке стрелой пролетает желтая полоса, которую дети называют "змеем" (цмоком); рассказывают про странные тени размером с лошадь, что можно в сумерках заметить по берегам Эссы, Поусвижа или Большой Плотки; рассказывают, как уставших везунчиков с глубины на отмель под водой "подвозит" какая-то спина... (**) И еще такое рассказывают:   Летом была в школьном лагере. Каждый день ходили купаться на городской пляж. Для на специально была натянута ленточка, за котороую запрещалось заплывать. Я решила поднырнуть под ее, раскрыла глаза в воде и испугалсь: на меня добрыми голубыми глазами смотрело страшное существо, красное, подернутое слизью, с белым чешуйчатым животом, длинным хвостом, с торчащими ушами. От страха я опустила глаза ко дну и увидела два больших, в крапинку, яйца, много большие, чем страусиные. Но в легких не хватило воздуха и я вынырнула. На берегу не поверили, что я видела Цмока...   Кто такой Цмок?   Вышеприведенные записи много о чем говорят пытливому глазу, а пуще того знакова установленная в городском парке Лепеля скульптура, посвященная цмоку. Пусть она и не первая на Беларуси, и не самая большая, но одна из известнейших и очень симпатичная.   Хотя до сих пор иногда выбрасываемые на берег лепельского озера обломки перекушенных рыбацких лодок заставляют относиться к образу, отраженному в скульптуре, с изрядным скепсисом...
(статья со ссылками на первоисточники - тут)

lepadmin
716 просм. 0 Комментариев

Один из самых известных белорусских цмоков по легенде жил в Лепельском озере, входящем в состав водоемов белорусского Поозерья. Тамошние места вообще богаты на цмоков-драконов, особенно на их водно-озерные подвиды. Оно и понятно, сама территория Поозерья, созданного в последний ледниковый период, тому способствует: леса, долины, холмы, болота, озы, камы, друмлины… И озера, много озер — больших и маленьких, отдельно стоящих и соединенных между собой как протоками, так и подземными “каналами” — почти 3000 озер. Стоит ли удивляться тому, что среди белорусских цмоков цмок поозерский выделяется в отдельный вид? А в рамках этого вида существует два подвида — “сухопутный” цмок и цмок озерный. Последнего еще называют цмок-фока. Фока — не потому, что имя у него такое, “Фока”, а по той причине, что в переводе с древне-греческого “фока” (Φωκάς) обозначает “тюлень”. Именно на этого зверя оказался больше всего похож водяной цмок Поозерья: Видом тот змей был как зверь фока, такой же лоснистый, в складках, только без клыков. И серый, как фока. Но длиннее, чем тот, весьма. Потому что длины в нём было семь с половиной логойских саженей*, а если поинтересуется немец, то восемь и одна пятая фадена, а если, может, ангелец, то сорок девять футов и ещё двадцать два дюйма.   Туловище имели эти змеи широкое и немного сплюснутое, и имели они плавники — не такие, как у рыбы, а такие точно, как у фоки, толстомясые, широкие, но не очень длинные. Шею имели, к туловищу, так тонкую и слишком длинную. А на шее сидела голова, одновременно похожая и на голову змеи, и на голову лани.   И зубы были величиной с конские, но острые, и много их было на такую голову, даже слишком. Глаза огромные, как блюдца, мутно-синие в зелень, остекленелые. И страшно было смотреть в эти глаза, и мурашки по спине, будто Евиного змея увидел, и неудобно как-то, и будто в чём-то виноват.”   Владимир Короткевич “Христос приземлился в Гродно”. Перевод Александра Сурнина       Когда и откуда появились озерные цмоки в белорусских озерах, неизвестно. Но люди говорят, что очень, очень давно. Как минимум, лет 500-600 назад они тут уже были. Где-то в архивах энтузиасты раскопали информацию о том, что будто-бы во время посещения Великого княжества литовского известный итальянец Казанова по пути к Екатерине Великой специально навестил то же Лепельское озеро, чтоб пообщаться с озерным цмоком. И это, якобы, ему удалось. Говорят, беседа длилась несколько часов, после которых прославленный авантюрист, путешественник и ловелас несколько дней пребывал в очень задумчивом настроении. Чему его цмок учил, никто не знает. Но вот Владимир Орлов утверждает, что в свое время в гости к цмоку наведывалась и некая госпожа де Помпадур, официальная фаворитка французского короля Людовика XV. Правда это или нет, опять же неизвестно, но практически до недавнего времени народ был уверен, что лепельский цмок может обеспечить всестороннее благополучие молодых: C детства слышала небылицы, будто в деревню Волова Гора с Лепельского озера в день свадьбы кого бы то ни было из сельчан обязательно приплывает по рекам Эссе и Береще, озеру Береща и Березинскому каналу змееподобное чудовище по имени Цмок. Делает он это ради того, чтобы получить угощение со свадебного застолья. Ровно в полночь жених и невеста уходили со свадьбы на дамбу Березинского канала и в самый глубокий омут, где якобы уже ожидал разносолы и выпивку Цмок, выливали самогон и бросали закуску. Одновременно просили у чудища благословения на будущую совместную жизнь. Делали это полулегально, поскольку церковнослужители не одобряли почитания мифического существа. Однако никто не отваживался нарушать обычай. Говорят, что молодые даже слышали, как после угощения пьяный Цмок бушевал в омуте и на местном диалекте благословлял будущую семью. Свадебные благословления Цмока   Этот пассаж об озерных цмоках лепельского края, принадлежащий настоящему классику белорусской литературы, дает четкое описание “предыстории” озерных цмоков, связанной и с именем преподобного Амброзия Кутеинского, и с исчезновением популяции оных цмоков в Поозерье. Ну, “исчезновение” — это, видимо, слишком сильно сказано, потому что описываемые Короткевичем события относятся к временам, много более ранним, нежели посещение цмока Казановой. Так что цмоки (понятно, в ограниченном количестве) под Лепелем остались. И не просто остались, а пользуются уважением среди жителей окрестных деревень. По сегодня в народе, (когда в шутку, когда всерьез) рассказывают “современную историю” Цмока. О том, как купальщики в дождь часто видят во время удара молнии по реке стрелой пролетает желтая полоса, которую дети называют “змеем” (цмоком); рассказывают про странные тени размером с лошадь, что можно в сумерках заметить по берегам Эссы, Поусвижа или Большой Плотки; рассказывают, как уставших везунчиков с глубины на отмель под водой “подвозит” какая-то спина… (**) И еще такое рассказывают:   Летом была в школьном лагере. Каждый день ходили купаться на городской пляж. Для на специально была натянута ленточка, за котороую запрещалось заплывать. Я решила поднырнуть под ее, раскрыла глаза в воде и испугалсь: на меня добрыми голубыми глазами смотрело страшное существо, красное, подернутое слизью, с белым чешуйчатым животом, длинным хвостом, с торчащими ушами. От страха я опустила глаза ко дну и увидела два больших, в крапинку, яйца, много большие, чем страусиные. Но в легких не хватило воздуха и я вынырнула. На берегу не поверили, что я видела Цмока…   Кто такой Цмок?   Вышеприведенные записи много о чем говорят пытливому глазу, а пуще того знакова установленная в городском парке Лепеля скульптура, посвященная цмоку. Пусть она и не первая на Беларуси, и не самая большая, но одна из известнейших и очень симпатичная.   Хотя до сих пор иногда выбрасываемые на берег лепельского озера обломки перекушенных рыбацких лодок заставляют относиться к образу, отраженному в скульптуре, с изрядным скепсисом…
(статья со ссылками на первоисточники – тут)

Один из самых известных белорусских цмоков по легенде жил в Лепельском озере, входящем в состав водоемов белорусского Поозерья. Тамошние места вообще богаты на цмоков-драконов, особенно на их водно-озерные подвиды. Оно и понятно, сама территория Поозерья, созданного в последний ледниковый период, тому способствует: леса, долины, холмы, болота, озы, камы, друмлины… И озера, много озер — больших и маленьких, отдельно стоящих и соединенных между собой как протоками, так и подземными “каналами” — почти 3000 озер. Стоит ли удивляться тому, что среди белорусских цмоков цмок поозерский выделяется в отдельный вид? А в рамках этого вида существует два подвида — “сухопутный” цмок и цмок озерный. Последнего еще называют цмок-фока. Фока — не потому, что имя у него такое, “Фока”, а по той причине, что в переводе с древне-греческого “фока” (Φωκάς) обозначает “тюлень”. Именно на этого зверя оказался больше всего похож водяной цмок Поозерья:

Видом тот змей был как зверь фока, такой же лоснистый, в складках, только без клыков. И серый, как фока. Но длиннее, чем тот, весьма. Потому что длины в нём было семь с половиной логойских саженей*, а если поинтересуется немец, то восемь и одна пятая фадена, а если, может, ангелец, то сорок девять футов и ещё двадцать два дюйма.

 
Туловище имели эти змеи широкое и немного сплюснутое, и имели они плавники — не такие, как у рыбы, а такие точно, как у фоки, толстомясые, широкие, но не очень длинные. Шею имели, к туловищу, так тонкую и слишком длинную. А на шее сидела голова, одновременно похожая и на голову змеи, и на голову лани.

 
И зубы были величиной с конские, но острые, и много их было на такую голову, даже слишком. Глаза огромные, как блюдца, мутно-синие в зелень, остекленелые. И страшно было смотреть в эти глаза, и мурашки по спине, будто Евиного змея увидел, и неудобно как-то, и будто в чём-то виноват.”

 
Владимир Короткевич “Христос приземлился в Гродно”.
Перевод Александра Сурнина

 

  
Когда и откуда появились озерные цмоки в белорусских озерах, неизвестно. Но люди говорят, что очень, очень давно. Как минимум, лет 500-600 назад они тут уже были. Где-то в архивах энтузиасты раскопали информацию о том, что будто-бы во время посещения Великого княжества литовского известный итальянец Казанова по пути к Екатерине Великой специально навестил то же Лепельское озеро, чтоб пообщаться с озерным цмоком. И это, якобы, ему удалось. Говорят, беседа длилась несколько часов, после которых прославленный авантюрист, путешественник и ловелас несколько дней пребывал в очень задумчивом настроении. Чему его цмок учил, никто не знает. Но вот Владимир Орлов утверждает, что в свое время в гости к цмоку наведывалась и некая госпожа де Помпадур, официальная фаворитка французского короля Людовика XV. Правда это или нет, опять же неизвестно, но практически до недавнего времени народ был уверен, что лепельский цмок может обеспечить всестороннее благополучие молодых:

C детства слышала небылицы, будто в деревню Волова Гора с Лепельского озера в день свадьбы кого бы то ни было из сельчан обязательно приплывает по рекам Эссе и Береще, озеру Береща и Березинскому каналу змееподобное чудовище по имени Цмок. Делает он это ради того, чтобы получить угощение со свадебного застолья. Ровно в полночь жених и невеста уходили со свадьбы на дамбу Березинского канала и в самый глубокий омут, где якобы уже ожидал разносолы и выпивку Цмок, выливали самогон и бросали закуску. Одновременно просили у чудища благословения на будущую совместную жизнь. Делали это полулегально, поскольку церковнослужители не одобряли почитания мифического существа. Однако никто не отваживался нарушать обычай. Говорят, что молодые даже слышали, как после угощения пьяный Цмок бушевал в омуте и на местном диалекте благословлял будущую семью.
Свадебные благословления Цмока

 
Этот пассаж об озерных цмоках лепельского края, принадлежащий настоящему классику белорусской литературы, дает четкое описание “предыстории” озерных цмоков, связанной и с именем преподобного Амброзия Кутеинского, и с исчезновением популяции оных цмоков в Поозерье. Ну, “исчезновение” — это, видимо, слишком сильно сказано, потому что описываемые Короткевичем события относятся к временам, много более ранним, нежели посещение цмока Казановой. Так что цмоки (понятно, в ограниченном количестве) под Лепелем остались. И не просто остались, а пользуются уважением среди жителей окрестных деревень. По сегодня в народе, (когда в шутку, когда всерьез) рассказывают “современную историю” Цмока. О том, как купальщики в дождь часто видят во время удара молнии по реке стрелой пролетает желтая полоса, которую дети называют “змеем” (цмоком); рассказывают про странные тени размером с лошадь, что можно в сумерках заметить по берегам Эссы, Поусвижа или Большой Плотки; рассказывают, как уставших везунчиков с глубины на отмель под водой “подвозит” какая-то спина… (**) И еще такое рассказывают:

 
Летом была в школьном лагере. Каждый день ходили купаться на городской пляж. Для на специально была натянута ленточка, за котороую запрещалось заплывать. Я решила поднырнуть под ее, раскрыла глаза в воде и испугалсь: на меня добрыми голубыми глазами смотрело страшное существо, красное, подернутое слизью, с белым чешуйчатым животом, длинным хвостом, с торчащими ушами. От страха я опустила глаза ко дну и увидела два больших, в крапинку, яйца, много большие, чем страусиные. Но в легких не хватило воздуха и я вынырнула. На берегу не поверили, что я видела Цмока…

 
Кто такой Цмок?

 

Вышеприведенные записи много о чем говорят пытливому глазу, а пуще того знакова установленная в городском парке Лепеля скульптура, посвященная цмоку. Пусть она и не первая на Беларуси, и не самая большая, но одна из известнейших и очень симпатичная.

 
Хотя до сих пор иногда выбрасываемые на берег лепельского озера обломки перекушенных рыбацких лодок заставляют относиться к образу, отраженному в скульптуре, с изрядным скепсисом…

(статья со ссылками на первоисточники – тут)

МЕТКИ: #Best theme#белорусских#будто#было#владимир#время#глаза#говорят#голову#два#если#же#имели#как#на#не#но#озер#очень#по#поозерья#потому#так#то#тот#фока#цмок#цмоков#что#этого
Предыдущая
“Белыя росы” сабралі прыхільнікаў жывой музыкі
Следующая
День независимости 2022
Рекомендуем
08.12.2022
Усадьба
09.09.2022
Памятник Льву Сапеге
Leave a Reply

Нажмите, чтобы отменить ответ.

You must be logged in to post a comment.

Последние новости

  • Пенсионер передал кибермошенникам деньги и слитки драгоценных металлов. Возбуждено уголовное дело
  • Активистки Лепельской районной организации ОО “Белорусский союз женщин” сегодня встретились на очередном заседании, чтобы обсудить актуальные вопросы развития женского движения на Лепельщине
  • “Пеллеты и еще раз пеллеты!” Почему Александр Лукашенко требует наладить производство древесного биотоплива
  • Генпрокуратура: коррупция не превышает 2% в структуре общей преступности в стране
  • Отделение “Святліца” – место, которое стало вторым домом
ГРУППЫ И СОЦСЕТИ
РЕДАКЦИЯ

211174 Витебская обл., г. Лепель, ул. Ленинская, 8/65.

lepel.kraj@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ

Лепельский районный исполнительный комитет

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

Мисник Яна Владимировна

(8-02132) 6-66-78

РАЗРАБОТКА САЙТА

Яндекс.Метрика
Вверх
© Copyright 2025 - Лепельский край . All Rights Reserved