Зарплата в конверте. О случаях из практики рассказала судья экономического суда в Гомеле.
Нелегальные страницы бухгалтерского учета выявляют налоговые инспекторы в деятельности предпринимателей. Несмотря на то что прозрачность бизнеса дает уверенность и легальность, ИП продолжают рисковать имиджем и доходами, применяя схемы зарплаты в конвертах. Какому адресату может навредить такая «корреспонденция», а также о примерах из практики рассказала корреспонденту БЕЛТА судья экономического суда Гомельской области Татьяна Стрекач.
По законодательству, ИП вправе привлекать для занятия своей предпринимательской деятельностью не более трех физических лиц. Кроме того, запрещено привлекать наемных работников без заключения с ними трудовых и (или) гражданско-правовых договоров. За нарушение этого требования ч.3 ст.13.3 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на ИП — от 20 до 200 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода или без конфискации, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода или без конфискации.
Минимальный размер ответственности за это правонарушение серьезный, однако этот фактор не смущает отдельных предпринимателей. Статистические данные экономического суда Гомельской области раскрывают реальную картину. Так, за 2023 год рассмотрено порядка 120 дел данной категории, или примерно 14% от общего количества рассмотренных. Это практически вдвое больше, чем в 2021-м. По словам судьи, данные показатели свидетельствуют не об увеличении количества таких нарушений ИП, а об активной работе компетентных государственных органов по выявлению и предотвращению случаев выплаты заработной платы в конвертах.
Судебная практика показывает, что привлечение наемных работников без заключения соответствующих договоров свойственно субъектам хозяйствования в различных сферах деятельности. Такие нарушения совершают предприниматели в строительном сегменте, в оказании услуг, розничной торговле, при перевозках пассажиров и грузов и др.
«При рассмотрении этих дел складывается впечатление, что отдельные граждане, получив статус индивидуального предпринимателя, не понимают либо не хотят понимать последствия данного действия. Они полагают, что, привлекая к своей предпринимательской деятельности других лиц, в том числе своих близких или дальних родственников, им просто оказывается помощь, а значит, нарушения не допускаются. Вместе с тем ИП как субъект хозяйствования наделен определенными правами и имеет обязанности в области законодательства о труде, государственного социального страхования, налогового законодательства.
Привлекая к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе и родственников, ИП обязан соблюдать налоговое законодательство, законодательство о труде и социальном обеспечении, о страховании и так далее, а также уплачивать налоги, страховые взносы, обязательные платежи в ФСЗН. Непонимание либо осознанное игнорирование ИП законодательства в этой области, а именно допуск к трудовой деятельности наемных работников без заключения с ними трудового или гражданско-правового договора ведет к серьезным его нарушениям — минимизации расходов, что соответствующим образом влияет на уплату налогов, страховых взносов, обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения», — рассказала Татьяна Стрекач.
Схема «зарплата в конвертах» стара, как мир, последствия ее реализации как для предпринимателей, так и для наемных работников известны. Однако немало ИП предпочитают использовать этот незаконный маневр, считая, что ответственность коснется кого угодно, но не их. «Для кого-то раньше, для кого-то позже все же ответственность за допущенные нарушения наступит и каждый нарушитель понесет соответствующее наказание. Нанимателям следует знать, что при фактическом допуске работника к работе независимо от того, был ли прием на работу оформлен надлежащим образом или нет, между работником и нанимателем возникают трудовые или гражданско-правовые отношения», — разъясняет судья.
По этой категории дел экономическим судом Гомельской области за прошлый год в результате допущенных нарушений с ИП были взысканы штрафы на общую сумму около Br88 тыс., также конфискован доход от незаконной предпринимательской деятельности в размере Br348 тыс. Для сравнения: за 2022 год с индивидуальных предпринимателей было взыскано порядка Br70 тыс. штрафа.
К примеру, одна предпринимательница из Гомеля привлекла к делу своего мужа в качестве наемного работника. Родственные связи заменили трудовой и (или) гражданско-правовой договор. Мужчина от имени супруги осуществлял перевозку грузов по территории Беларуси. Предприниматель признана судом виновной и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере Br740 и конфискации Br540 дохода.
Налоговая инспекция направила в суд материалы в отношении еще одного ИП, который для выполнения ремонтно-строительных работ привлек шесть человек. Ни с одним из них не заключил договор. Индивидуальный предприниматель изначально вину не признавал, пояснял, что кому-то из этих людей только показывал фронт работы, так как они к нему обратились с просьбой о трудоустройстве. По факту еще не привлекал к делу. Также, по его словам, остальные были на стройплощадке без его ведома — он не принимал их на работу.
«Собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, подтверждали факт привлечения ИП более трех наемных лиц без заключения с ними трудового и (или) иного гражданско-правового договора. В результате индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере Br740 с конфискацией дохода», — пояснила судья.
Как бы предприниматели ни пытались обойти закон, принимаются все меры, чтобы установить фактическую картину. В качестве примера — материалы еще одного дела.
Так, в суд поступили данные об аналогичном нарушении в отношении индивидуального предпринимателя. Чтобы сложить пазл в единую картину, налоговые инспекторы буквально по крупицам устанавливали все обстоятельства. В частности, использовались сведения мобильных систем о геолокации и детализации телефонных соединений абонента номера телефона, который был зарегистрирован на имя предпринимателя. Прикреплены к делу и сведения раздела «История» из программного обеспечения «Мой склад» торгового объекта ИП. А для установления размера дохода индивидуального предпринимателя эти данные были сопоставлены со сведениями автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования.
При этом во время проверки налоговой инспекцией ИП утверждал, что за кассой в торговых объектах находятся стажеры, а не наемные работники. Однако собранная фактура свидетельствовала о том, что привлеченные без оформления трудовых отношений люди являлись именно продавцами. А ИП пытался подменить трудовые отношения, называя наемных лиц стажерами. Предприниматель оштрафован, также конфисковано свыше Br6,6 тыс. дохода от такой деятельности.
Как подчеркнули в экономическом суде, зачастую в свое оправдание индивидуальные предприниматели ссылались на незнание законодательства, принятие на работу наемных лиц на испытательный срок или на стажировку, что не предполагает, по их мнению, оформления отношений по правилам с такими работниками.
«В каждом конкретном деле суд дает оценку пояснениям лиц, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении, учитывая обстоятельства дела и представленные доказательства. В приведенных примерах суд посчитал, что такие пояснения ИП давали, намереваясь уйти от административной ответственности», — пояснила судья, подчеркнув, что при назначении размера ответственности суд всегда оценивает доказательства в совокупности и принимает во внимание все обстоятельства дела. Учитываются и смягчающие вину обстоятельства, в том числе наличие на иждивении малолетних и несовершеннолетних детей, признание нарушителями вины, а также задачи и принципы административной ответственности.
«Привлечение наемных работников без заключения соответствующих договоров — вред, который причиняется не только интересам государства и общества, но и непосредственно самим гражданам, поскольку они лишаются гарантированного пенсионного обеспечения, социальных льгот и т.д. Проще говоря: нет договора — нет гарантий. Поэтому добросовестность и законопослушность нанимателя при приеме на работу гарантирует для работников такие социальные бонусы, как обучение в учреждениях образования, получение компенсаций в случае производственной травмы, оплата больничного, предоставление трудового отпуска, обеспечение пособием при рождении ребенка (детей), назначение в будущем достойного размера пенсии и другое», — резюмировала судья.
БЕЛТА.-0-