На очередном заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва парламентариями был принят в первом чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам образования».
На очередном заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва парламентариями был принят в первом чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам образования».
В преддверии Дня учителя мы побеседовали с нашим земляком, депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виктором Азарёнком, узнали об основных новациях законопроекта, а также обсудили перспективы развития системы образования в Беларуси и в Лепельском районе.
Виктор Владимирович, чем вызвана необходимость внесения изменений в Кодекс об образовании?
В сентябре 2022 года вступил в действие обновленный Кодекс об образовании, который сохранил сложившуюся систему образования нацеливая ее на поступательное, эволюционное развитие.
Однако практика применения документа показала, что отдельные нормы нуждаются в уточнении, требуется его дополнение новациями с целью оперативного урегулирования важнейших вопросов практического характера.
27 августа состоялся Республиканский педсовет, на котором Глава государства поставил перед образовательной сферой задачи по привлечению к работе высокомотивированных и творческих педагогов, повышению престижа их труда, совершенствованию системы подготовки кадров.
Рассмотренный законопроект как раз и направлен на решение этих задач.
Каковы основные новации законопроекта?
Во-первых, законопроектом предусмотрено предоставление Правительству полномочий на определение случаев перераспределения и перенаправления на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), которые не были установленных указанным Кодексом.
Данная новация направлена на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников и закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в Кодексе, случаев, осуществления перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих (например, перераспределение на службу в силовые структуры).
Во-вторых, это исключение возможности реализации индивидуальными предпринимателями образовательных программ дошкольного и специального образования.
Практика применения законодательства о лицензировании показала, что ни один индивидуальный предприниматель не смог обеспечить выполнение долицензионных требований к соответствующим образовательным программам: материально-техническую базу и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
В-третьих, (с учетом сложившейся в Лепельской районе ситуации, это одна из важнейших новаций) наделение местных органов власти полномочиями на организацию бесплатной перевозки обучающихся к различным учреждениям образования, а также к местам проведения образовательных, спортивных, культурных и иных мероприятий. Руководители учреждений образования, педагоги и даже родители школьников уже не раз столкнулись с этой проблемой организации перевозки детей начиная с марта текущего года, поэтому нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для рас сегодня.
То же самое можно сказать и об экскурсиях для учащихся в рамках образовательного процесса. Принятый законопроект предусматривает установление возможности приобретения школами и колледжами билетов за счет средств бюджета.
Законопроект предусматривает также закрепление требования о ношении учащимися школ одежды делового стиля. На протяжении последних лет в учреждениях образования по всей Беларуси введены единые элементы одежды, усилены требования к общему виду обучающихся и это, я считаю, совершенно правильно.
В начале нашей беседы вы сказали о том, что на августовском Республиканском педсовете Главой государства перед образовательной сферой поставлены задачи по привлечению к работе высокомотивированных и творческих педагогов, повышению престижа их труда… Как этого добиться и есть ли у нас такие педагоги?
У нас много прекрасных педагогов! О результативности их работы лучше всего говорят успехи их учеников, а также – их собственные достижения.
Все эти достижения – результат огромного труда.
Что касается повышения престижа профессии Учителя… Спросите у своих родителей, а лучше – у бабушек и дедушек: кем был для них Учитель? Что значило для ребенка его слово? Министр образования Беларуси Андрей Иванец сказал, что высокий статус педагога начинается с уважения к учителю. И это именно то, что может и должен услышать сегодня каждый учащийся и каждый родитель. С этой целью в Беларуси планируется разработать кодекс правил для учащихся.
Виктор Владимирович, что бы вы хотели сказать педагогам в их профессиональный праздник?
Сегодня в первую очередь мне бы хотелось поблагодарить учителей за их нелегкий каждодневный труд. Ведь учитель не просто учит ребенка читать или писать. Учитель воспитывает Человека.
Именно от учителя зависит то, каким вырастет новое поколение: насколько богат будет его внутренний мир, какие ценности будут привиты молодежи, вырастут ли сегодняшние дети достойными гражданами своей страны.