Дерево — природный материал, который с давних времён пользуется популярностью у людей.
Что только не изготавливают из него? Строят дома, делают посуду, мебель и даже украшения. И заметьте, что в современном мире интерес к этому материалу только растёт. Сегодня резьба по дереву — это не просто хобби, а искусство, овладеть которым под силу любому желающему. Главное, чтобы было стремление и хороший наставник.
Узнали, что на заслуженный отдых уходит учитель с большой буквы Пётр Кажарский, который на протяжении более 30 лет учит детей резьбе по дереву в районном центре детей и молодёжи, а общий трудовой стаж работы с детьми у мудрого и профессионального педагога составляет более 40 лет.
75 лет — это много или мало? Мало, могу с уверенностью сказать, глядя на этого энергичного мужчину, всегда с улыбкой, к которому на занятия бегут дети и не хотят его отпускать на заслуженный отдых.
— Может ещё поработаете? — говорю учителю.
— Нет, — смеётся мужчина. — Я уже в прошлом году собирался уйти, но, можно сказать, уговорили поработать ещё год. Весной много работы на участке собственного дома, скучать на заслуженном отдыхе не придётся. Да и сезон ягод и грибов не за горами.
Пётр Петрович — человек, который из дерева простыми инструментами создаёт настоящие шедевры и учит этому молодое поколение Лепельщины. Мало, кто не знает моего собеседника из мужской половины жителей района, ведь Петру Петровичу довелось за 4 десятка поработать преподавателем трудового обучения, черчения и рисования во многих школах нашего города и на селе.
Родился мужчина в деревне Людчицы Лепельского района, там же прошло и детство. Окончил 8 классов Черской школы, 9 и 10 классы заканчивал в вечерней школе №2 города Лепеля.
Пётр Петрович считает, что человек должен заниматься тем, к чему лежит душа, и когда стал выбор будущей профессии, решил связать свою жизнь с творчеством.
Любовь к рисованию и черчению у моего собеседника появились ещё в детстве, любил и уроки трудового обучения. Поэтому выбор вуза, Витебского государственного педагогического института имени С.М. Кирова, был не случайным. В 1973 году сначала пошёл на подготовительное отделение, после которого планировал стать студентом заочного. Но в результате поступил на стационар по специальности «преподаватель черчения, ИЗО и трудового обучения».
После окончания 3 курса перешёл всё же на заочное отделение и пошёл работать художником-оформителем на Лепельский МКК. На пятом курсе нужно было проходить практику по специальности, поэтому лепельчанин по совместительству работал ещё и в Старолядненской базовой школе учителем трудового обучении, изобразительного искусства и черчения.
Молодого, но очень перспективного педагога заметили в Лепеле, и через пару лет мой собеседник возглавил станцию юных техников, где также много времени посвящал занятиям с детьми декоративно-прикладным творчеством.
Работа с соломкой, выжигание, выпиливание, чеканка, резьба… Чему только не учил молодое поколение творческий учитель?! Не зря говорят: «Если человек талантлив, то он талантлив во всём!».
— Когда-то думал: «Как доработать до пенсии? А получилось, что ещё 15 лет проработал, достигнув этого возраста», — смеётся учитель.
С 1990 года по апрель текущего года Пётр Петрович учил ребят мастерству резьбы по дереву в районном центре детей и молодёжи. За это время его ученики становились лауреатами многочисленных конкурсов областного и республиканского уровня, один из воспитанников даже получил Диплом от Президента Республики Беларусь за участие в олимпиаде по трудовому обучению.
Пётр Кажарский — преподаватель и художник в одном лице. Для него дерево — нечто живое и удивительное. Ведь он с лёгкостью может преобразовать кусок липы в новые удивительные формы, а это, надо сказать, задача не из простых. Только у чуткого мастера с золотыми руками выходят в свет уникальные изделия.
— С чего начинается работа над изделием у резчика?
— Конечно, с выбора материала. Изделия с учащимися делаем из разных видов дерева, но лучший материал — липа. Она мягкая и податливая, и ребёнку легче всего с ней работать.
— С какого возраста можно посещать занятия по интересам «Резьба по дереву»? Всё-таки инструменты здесь у вас серьёзные…
— Именно поэтому лучше всего с 5-7 класса, но можно и раньше. Сразу инструменты в руки к ребёнку не попадают. «Адаптационный» период у каждого разный. Кто-то сначала несколько месяцев занимается выжиганием, и только потом приступает к резьбе, некоторые ребята быстрее берут в руки резак.
Инструменты в кабинете закрыты на ключ, так как к технике безопасности мой собеседник всегда относился и относится очень серьёзно.
— Мальчишки, а помните своё первое изделие?
— Да, деревянная ложка! — наперебой кричат ученики.
— Правильно, — говорит учитель. — Потому что ложка имеет объём. Вот, посмотрите на выпуклую её часть. Она напоминает форму головы, а значит, у ребят уже появится хороший навык для изготовления более сложных изделий.
Смотрю, как трудятся ребята, а учитель к каждому подходит и советует, поправляет недочёты. Возможно, кто-то из них станет в будущем профессиональным резчиком по дереву.
— Работа резчика требует точности движений. Важно чувствовать силу сопротивления дерева и давление инструмента. Если у ребят сформируются эти навыки, то из них могут получиться хорошие мастера.
Любому творческому мастеру постоянно нужно где-то черпать вдохновение и приступать к работе только в хорошем настроении. Пётр Петрович получает его от работы с учениками и в семье.
Если вы думаете, что, придя домой, мужчина забывает о любимом деле, то глубоко ошибаетесь. Очень много изделий, необходимых в быту и создающих уют, сделано в доме руками мужчины. Это и обрамление зеркал, и полочки для цветов, и панно, и многое другое. Счёт деревянных изделий мастера идёт на сотни. Всех своих работ он уже и не помнит.
Любовь к работе с деревом Пётр Петрович передал и своему сыну Владиславу, который связал свою жизнь с этим ремеслом. В доме сына множество изделий, сделанных своими руками.
Не могу не поделиться впечатлениями сотрудников об этом интересном, добром человеке, профессионале своего дела, которого очень любят дети.
— Когда я учился в школе, также посещал кружок резьбы по дереву Петра Петровича, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра Денис Демко. — Можно сказать, у него я получил основы работы с деревом. Пётр Петрович — учитель, который «горит» своим делом, у него много учеников, которые в будущем связали свою профессию с любимым предметом. В работе с детьми очень важен личный пример, Пётр Петрович всегда помогает, подсказывает ученикам, чтобы со временем те смогли вырезать изделие ничуть не хуже, чем он сам.
Наталья Храповицкая.