Когда мы едем по ровной дороге, не думаем, благодаря кому она такая. В основном вспоминаем о дорожниках, когда «влетели» в ямку или «скачем» на малой скорости по гравийной дороге.
Когда мы едем по ровной дороге, не думаем, благодаря кому она такая. В основном вспоминаем о дорожниках, когда «влетели» в ямку или «скачем» на малой скорости по гравийной дороге.
А ведь работники этой службы постоянно ремонтируют дорожные артерии, профилируют, укладывают новое полотно. Вы только вдумайтесь: на обслуживании филиала «Лепельское дорожное ремонтно-строительное управление №202» КУП «Витебскоблдорстрой» более 600 километров, из них 400 — гравийных.
На днях в редакцию поступила просьба от жителей нескольких деревень написать про водителя грейдера этого предприятия:
— Михаил Лаврентьевич — такой хороший работник, никогда не отказывает в просьбах, чистит прекрасно дороги зимой, летом профессионально профилирует. Правда, фамилию его не знаем.
В самом деле, заслуженным авторитетом пользуется у коллег и жителей района, особенно сельских населённых пунктов, Михаил Шушкевич. Техника у него всегда в исправном состоянии, на ходу. Мужчина к каждой поставленной задаче относится с большой ответственностью и скрупулёзностью, не считается с личным временем, а ещё позитивно смотрит на жизнь.
Руководитель предприятия также считает героя публикации опытным грейдеристом, ценит сотрудника и отмечает, что в ДРСУ-202 трудятся те, кто искренне любит свою профессию.
— Задачи дорожникам ставятся ответственные и важные, ведь от состояния дорожного покрытия зависит безопасность. Кроме этого, дороги, особенно республиканского значения, — это лицо нашего района и страны в целом, — говорит директор Алексей Автух.
Практически ежедневно водители автогрейдеров выполняют работы по выравниванию гравийного дорожного покрытия, участвуют в ремонте дорог.
На этот раз спешим к дороге Пышно-Великие Дольцы, где трудится опытный сотрудник. Уже издалека замечаем МАЗы, которые возят песок в эту сторону, а чуть дальше и грейдер Михаила Лаврентьевича. Идет текущий ремонт дороги Н-2801.
На какой-то момент залюбовалась красотой Лепельского края: яркое теплое солнце в конце сентября, гравийная дорога в лесу, птички поют, листья на деревьях шелестят.
Михаил Шушкевич тоже очень любит природу, тем более родился, вырос и сейчас проживает в живописном месте. Как он говорит, в деревне Бусянки. Оказывается, раньше до канала были Бусянки, а за каналом — Веребки.
— Начальную школу я посещал в Веребках, затем до 7-го учился в Черноручье и 8 класс заканчивал в средней школе №2 им. И. М. Ерашова. После получения базового образования поступил в Лепельское СПТУ-56, мы были первым выпуском.
— Наверное, СПТУ-175?
— Нет, именно 56. Это оно позже стало 175. Там получил специальность «тракторист-машинист широкого профиля» сельскохозяйственной направленности.
На вопрос, почему выбрал эту специальность, Михаил Лаврентьевич ответил просто:
— Я учился плохо, мои родители работали в сельском хозяйстве, и им некогда было заниматься с нами. А институт я на дороге закончил, — смеётся мой собеседник.
В школе, может, мой собеседник был и не очень старательным, но на данный момент вижу перед собой ответственного и рачительного хозяина.
В семье Шушкевичей дети с малых лет были приучены к труду и понимали в хозяйстве как взрослые. Отец Михаила Лаврентьевича работал пастухом в колхозе, мать — полеводом в бригаде.
— Зарплаты в то время были совсем маленькие, поэтому жили с хозяйства. На нашем дворе были свиньи, куры, корова, — говорит мужчина.
Первым местом работы его стала Сельхозхимия. На тот момент разрабатывали болото Береща, где добывали торф. На тракторе Т-74 с прицепом он возил перегнившие остатки болотных растений. Правда, поработать молодому специалисту пришлось недолго, в октябре 1980 отправился служить в воинскую часть, которая дислоцировалась в Межице.
После 2 лет службы в начале 1983 года вернулся на это же предприятие, но, отучившись на водителя категории «С», устроился в Сельхозтехнику. Немного поработал на тракторе, а как только освободился ГАЗ-52, пересел на него. Хорошего работника быстро замечают руководители. Так, и председатель колхоза им. Чкалова (в Барсуках) заприметил рабочую хватку и ответственность парня и предложил перейти к нему. Период работы в сельхозпредприятии особенно запомнился Михаилу Лаврентьевичу: «крутил баранку» на комбайне 16 сезонов, даже в Казахстан ездил во время уборочной кампании.
В 1987 году уже опытный водитель больших машин перешёл в ДСУ-34, где отработал 23 года, а с 2010 года мой собеседник трудится в ДРСУ-202.
— Михаил Лаврентьевич, сколько километров приходится профилировать каждый день?
— Около 8 километров, — отвечает мужчина.
У некоторых читателей может возникнуть мнение, что не так это и много. Но вы только представьте при скорости грейдера 24 километра в час нужно добраться даже в самые отдалённые уголки района, например, до Савского Бора в заповедной зоне — 52 километра. А с обратной дорогой за сотню переходит километраж.
–- За свою жизнь мне пришлось повидать немало дорог, – говорит грейдерист. –- Работал и за пределами района. Хочу сказать, что у нас дороги неплохие.
Вместе с женой Натальей Геннадьевной наш герой публикации прожил 35 лет в горе и радости, вырастили дочь Инну, которая с семьёй живет в Витебске, теперь помогают воспитывать любимого внука Данилу. Мальчишка учится во 2 классе, а в свободное от учёбы время приезжает в любимую деревню. С деловитым видом Данила с 2 лет ездит в кабине большого грейдера вместе с дедушкой, готов целый день оттуда не выходить, главное, чтобы дали рычаги потрогать.
В свободное от работы время Михаил Лаврентьевич любит посидеть на своей сажалке с удочкой, походить по лесу в поисках грибов. Получает энергию и от собственного сада, где много разных сортов яблок.
— В детстве яблок не хватало, поэтому как построил дом, сразу стали садить сад. На деревья никогда денег не жалели.
Семья Шушкевичей живёт в благоустроенном доме со всеми удобствами:
— Для жены и дочери старался, чтобы им было комфортно в доме, — говорит мой собеседник.
В завершение хочется сказать, что благодаря труду дорожников, в том числе и Михаила Шушкевича, наша Лепельщина становится более уютной, ухоженной и привлекательной как для жителей, так и гостей.
Наталья Храповицкая.