В районном краеведческом музее открылась новая экспозиция «Музей фотографии» (фотомузей). В зале — множество экспонатов, посвящённых истории фотодела на Лепельщине, а также эволюции фотоаппаратов.
Посетить экспозицию будет полезно любому современному человеку, который себя не представляет уже без камеры на телефоне, который делает утром селфи и показывает, чем он занимается. А раньше ведь это было дорогостоящим удовольствием, к которому относились как к ритуалу. Люди красиво наряжались, шли в фотоателье к профессионалу и затем терпеливо ожидали результата.
Экспозиция раскрывает почти двухсотлетнюю историю развития фотографии на Лепельщине, где можно проследить развитие фототехники, фотографических технологий и культуру фотографии. Представлены редкие модели фотоаппаратов из СССР и других стран. Уникальные образцы техники увлекут не только фотознатоков, но и обычных граждан.
Экспозиция рассчитана на широкую аудиторию. На площади 80 квадратных метров размещено 80 фотоаппаратов, предметы для создания снимка, фотографии разных эпох, ценные документы, книги и многое другое.
Как известно, Лепельщина богата выдающимися людьми. Так, например, помещик Михаил Кустинский один из первых на территории Беларуси приобрел фотоаппарат в середине 19 века.
Михаил Францевич первоначальное образование получил на Лепельщине, а затем закончил Виленский дворянский институт и юридический факультет Петербургского университета. Основным занятием его стала археология. И хоть начал свою научную деятельность раскопками на водоразделе между реками Волга, Днепр и Западная Двина, в 1855 году окончательно поселился в своем поместье Завидичи Лепельского уезда. Все свои материалы раскопок фотографировал и создал целую картотеку. В 1868 году его фотографии были на Всероссийской этнографической выставке в Москве. За большой вклад в научные исследования Лепельского края был избран членом-корреспондентом, а с 1874 года – настоящим членам Московского императорского археологического товарищества.
Приятно отметить, что в районном краеведческом музее есть его фотографии.
Многочисленная коллекция музея — фотографии XIX-XX вв. Среди них — открытки с видами Лепеля, сделанные в начале XX века местным фотографом Борисом Лазаревичем Фидельманом и его сыном Рафаилом. Они нам наглядно демонстрируют, какова была жизнь в Лепеле примерно сто лет назад.
Очертания бывшего дворянского училища, здания клуба и полиции, земской управы, педучилища, деревянная православная церквушка, Спасо-Преображенский собор… По этим ценным фотокарточкам можно учить наглядно историю родного края.
Многие фотографии 1980-2000 годов сделаны преподавателем Лепельского гидромелиоративного техникума Н.Д. Другаковым.
В планах у сотрудников музея – показать не только работы известных художников и как развивалось фотодело на Лепельщине, но и создать имитацию квартиры, в которой фотограф в советское время создавал снимки.
Немного откроем тайну: в зале есть комната с диваном, а также ванная, где обычно мастера этого дела работали.
Я даже представить себе не могу, как в полной темноте – в ванной комнате или под одеялом фотолюбители вынимали плёнку из упаковки и наматывали на маленькую бобину вроде катушки для ниток. Затем вставляли бобину в кассету и закрывали крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных плёнках. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.
А работа с проявителем… Сложнее не придумаешь! Заливали раствор в бачок, который должен был быть определённой температуры. Для этого раньше каждый фотограф имел специальный термометр.
И это только малость всей деятельности… Самым волшебным для меня было видеть, как на прищепках висела фотобумага, на которой постепенно проявлялась фотография.
Все это можно увидеть в экспозиции фотодела!
Также мы можем познакомиться с историей самых знаковых фотокамер — все они из разных столетий, десятилетий, поколений. Так, например, первый отечественный фотоаппарат 1930 годов «Фотокор-1», который, уверена, вызовет большой интерес и у школьника, и у взрослого человека. Теперь такого не увидишь в руках у фотографов. Представлял собой складной фотоаппарат прямого визирования формата 9×12 см с рамочным и уголковым видоискателями и двойным растяжением меха. Это первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.
Интересный фотоаппарат Certix, который выпускался в 1930-х годах в Германии. Есть также среднеформатный двух-объективный фотоаппарат «Любитель-166» — самая технически сложная модель среди всех советских «Любителей». «Киев-30» — советский миниатюрный шкальный фотоаппарат, выпускавшийся на киевском заводе «Арсенал» с 1975 по 1987 год.
В течение XX века в мире выпускалось много различных фотоаппаратов, но большинство фотолюбителей знакомы, в основном, с «Зенитами» — самыми массовыми зеркальными.
Нашло отражение в экспозиции и фотодело кинооператоров, которые снимали лепельских партизан, уникальные довоенные фото и многое-многое другие.
Для лучшего восприятия в зале можно посмотреть видеопрезентацию.
Приглашаем всех посетить новую экспозицию и окунуться в разные периоды истории фотодела. Уверены, вы не разочаруетесь!
Наталья Храповицкая.