Стальная опора Беларуси. Почему Лукашенко не дал приватизировать БМЗ и что сегодня происходит на предприятии?
Как в Беларуси развивалось металлургическое производство
Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о Белорусском металлургическом заводе. История этого предприятия началась относительно недавно — в 1980-е годы. Но одним из промышленных центров металлургии Беларусь стала еще во времена разделов Речи Посполитой. Родоначальником этой отрасли в нашей стране считают крупнейшего белорусского землевладельца, последнего канцлера Великого княжества Литовского, философа, реформатора, поэта и публициста — Иоахима Хрептовича. В 1780-х годах в одном из своих имений — усадьбе «Одровонж» в деревне Вишнево — он основал первое в стране литейное производство.
Расцвет в белорусской металлургии начался только спустя столетие. Весной 1982 года в провинциальном белорусском городке Жлобин заложили строительную площадку металлургического завода. К строительству привлекли австрийских и итальянских специалистов. Впервые в практике отечественной промышленности в сооружении завода участвовали иностранные фирмы на условиях подряда со сдачей объекта «под ключ». Итальянско-австрийский альянс создал под Минском мини-завод, оснащенный по последнему слову техники и не имеющий аналогов на всем постсоветском пространстве. А вот свое название предприятие получило благодаря первому директору — Дерожанту Акопову. Первоначально его планировали назвать Жлобинский металлургический завод. И только благодаря настойчивости и убедительности директора завод стал гордо называться Белорусским.
«Было задумано построить три завода в Советском Союзе: Молдавский, в Комсомольске-на-Амуре и в Беларуси. Так как Беларусь находится в центре Европы, в Жлобине построили самый прогрессивный завод. Здесь вся технология и все оборудование были фирменными. Нам повезло, что появился такой красавец-завод, оборудованный на тот момент по последнему слову техники. Столько людей приехало. Все обменялись опытом. Создавали семьи. Получился многонациональный коллектив. И город вырос — красавец», — рассказал один из старожилов БМЗ, начальник участка ремонта технологического оборудования Петр Бабков.
Работать на Белорусский металлургический завод действительно направляли рабочих и инженеров с разных уголков СССР. Например, Любовь Губина вместе с супругом переехала в Жлобин с Урала. Она потомственный металлург. Прапрапрадед Любови Ивановной работал на Демидовых — богатейших русских предпринимателей. Демидовы основали многие уральские города и на протяжении двух столетий владели десятками построенных ими металлургических заводов.
Что происходило на БМЗ в девяностые
Но, каким бы современным, технологичным и востребованным ни был Белорусский металлургический завод, в 1990-е годы он не смог избежать участи, которая обрушилась на всю страну с развалом Советского Союза и разрывом экономических связей с другими постсоветскими республиками. Отсутствие сырья и заказов медленно загоняло предприятие в тупик. В опустевших цехах стали хозяйничать не самые честные частные фирмы. А зарплатой, вспоминают старожилы, можно было набивать пакеты. И не потому что она была такой большой.
По словам заводчанина, положение дел на предприятии начало меняться с приходом к власти Александра Лукашенко.
«Александра Григорьевича мы выбрали во втором туре. Так как было старое руководство, всем это надоело, выбрали Григорьевича. И неплохо вроде бы получилось. Ставку сделали правильную. И он начал подымать. Не все сразу, естественно. Тут многое было. Помню, приезжали откуда-то бандюки, пытались купить завод. Как поговаривали в автобусах, за 20 миллионов долларов, 40 миллионов долларов, 60 — по-разному. Но все равно для такого предприятия это вообще ни о чем. Григорьевич не дал, естественно, и потихоньку, помаленьку мы начали восстанавливаться», — вспоминает Александр Лосков.
Белорусские власти пошли необычным для того времени путем. Они не стали закрывать предприятия и не поддались модному тренду — приватизации. Поднимать заводы решили собственными силами. Строились они в своем время за государственный, считайте, народный счет, и разве справедливо будет отдавать их за бесценок? Конечно, такая политика шла вразрез с тенденциями и веяниями тех лет, поэтому критики было достаточно. Сначала белорусским предприятиям прогнозировали жизнь на несколько недель, потом на несколько месяцев, затем до следующих президентских выборов. Но вопреки всем прогнозам фабрики и заводы поднимались с колен. Да, им еще было далеко до прежней славы, но они хотя бы работали. И работали на народ, а не на кучку каких-то богатеев, подчеркивал глава государства.
Продолжение темы читайте переходя по ссылке