СИЛЬНЫЙ ЛИДЕР –
ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
(К 30-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ)
В современной политической жизни роль национального лидера чаще всего возлагается на президента страны. При этом влияние института президентства в разных государствах значительно отличается. Эти различия во многом связаны с культурными, историческими, экономическими условиями.
Виктор Владимирович, как вы считаете, чем обусловлена действующая в Беларуси модель управления страной?
Беларусь расположена на стыке двух цивилизаций (между Востоком и Западом). С одной стороны, это дает логистические преимущества, что важно для развития экономики, с другой, – несет постоянную угрозу внешней агрессии. За всю историю существования через территорию современной Беларуси прокатилось без малого 150 войн. Чтобы в таких условиях незамедлительно отвечать на внешние и внутренние вызовы требуется сильный Глава государства, способный оперативно и без промедлений принимать решения, касающиеся вопросов обороны государства и защиты граждан.
Поскольку Беларусь – страна с мощным промышленным потенциалом, ей требуется постоянное развитие производственных и кооперационных связей с предприятиями большого числа стран мира, поиска рынков сбыта, дешевых энергоресурсов, инвестиций, выстраивания совершенно новой логистики. От решения этих задач без преувеличения зависит жизнь каждого белоруса. Справиться с ними может лишь по-настоящему дальновидный, опытный, масштабно мыслящий, авторитетный руководитель, которому доверяют на мировой арене.
Сильный лидер – гарант стабильности и безопасности белорусского государства
Можете ли вы привести конкретные примеры этого?
Давайте вернемся в начало 90-х годов, когда по указке «друзей с запада» была предпринята попытка создать неприемлемую для нашей страны модель управления государством. Всего за три года (с 1991 по 1994 г.) белорусы познали все «прелести» свободной рыночной экономики и парламентской республики: наступило время экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц и духовного кризиса.
С 1991 по 1995 годы заработная плата снизилась в 2 раза, за чертой бедности оказалось более 60% населения. Многократно выросла преступность, алкоголизм и наркомания. Совершенно недопустимых пределов достигли преступность, коррупция, произвол властей.
Те, кто не жил в то время, легко и с удовольствием рассуждают сегодня о том, как надо жить и что делать… Но спросите у своих родителей: как им жилось в первой половине 90-х? Мизерные зарплаты, которые к тому же не выплачивались месяцами или выплачивалась продукцией, производимой предприятиями-работодателями (сегодня это сложно представить, но в те годы было обычным делом получить зарплату плюшевыми игрушками или гвоздями), километровые очереди в магазинах, уровень преступности, при котором опасно было просто возвращаться домой вечером…
Белорусское общество теряло социальные и политические ориентиры. Политики были заняты чем угодно, но только не решением проблем населения.
В эти «лихие» годы общество как никогда нуждалось в национальном лидере, способном отвести страну от пропасти. И эти лидером стал А.Г.Лукашенко.
В 1994 году состоялись первые выборы Президента Беларуси. Расскажите о том, как это было.
Народный депутат А.Г.Лукашенко был тогда одним из шести кандидатов и в первом туре президентских выборов набрал 44,82% голосов (самый «успешный» оппонент А.Г.Лукашенко набрал всего 17,38%). Из-за попыток коррумпированной номенклатуры и националистов помешать народу сделать свой выбор понадобился второй тур голосования, по итогам которого А.Г.Лукашенко поддержали 80,34% избирателей.
Противники новоизбранного Президента в Верховном Совете начали блокировать решения Главы государства, направленные на преодоление экономического кризиса. Поэтому А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон, которые укрепляли институт президентства. В 1996 году на втором республиканском референдуме проект Конституции, предложенный Главой государства, поддержали 70,5% от общего числа избирателей.
В стране началась совершенно другая история: эпоха не отчаяния, а созидания и развития.
Виктор Владимирович, вы неоднократно заявляли в своих выступлениях в СМИ о том, что курс А.Г.Лукашенко полностью оправдывается и дает конкретные результаты. Можно подробнее об этом?
Целью А.Г.Лукашенко всегда было построение сильного правового социального государства. Что мы имеем сегодня?
Республика Беларусь самостоятельно обеспечивает себя во всех стратегически важных сферах жизни.
Под руководством Главы государства удалось не только сохранить и модернизировать наши промышленные гиганты (МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, БМЗ и многие другие), но и создать совершенно новые, высокотехнологичные предприятия (Белорусская атомная электростанция, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», завод «БЕЛДЖИ», Белорусская национальная биотехнологическая корпорация и другие знаковые объекты). Это означает, что созданы сотни тысяч рабочих мест, обеспечена экономическая независимость страны и ее политический суверенитет.
На долю Беларуси приходится около 80% производимых в СНГ тракторов, около 50% химических волокон и нитей, пятая часть холодильников и морозильников. По производству большегрузных автомобилей страна занимает одно из ведущих мест в мире. Промышленный комплекс формирует почти треть ВВП страны и 80% экспорта товаров.
В Беларуси не стали следовать «рекомендациям» МВФ по сокращению господдержки сельхозпредприятий. Благодаря дальновидной политике Главы государства с его опытом хозяйствования «от земли» и трудолюбию белорусов, сегодня мы не только сами себя обеспечиваем продовольствием (причем за счет собственного производства), но и вошли в пятерку его крупнейших экспортеров в Европе.
Мы говорим о том, что Беларусь – социальное государство, в котором каждый гражданин имеет гарантию достойного уровня жизни и широкого спектра социальных благ… Так ли это?
Социальное государство – неизменный национальный бренд Беларуси. Даже в условиях беспрецедентного внешнего давления на нашу страну в Беларуси один из самых низких уровней малообеспеченности (бедности) населения. За период 1991–2023 гг. реальные денежные доходы населения выросли почти в 5 раз, реальная заработная плата – практически
в 7 раз. Показатель обеспеченности населения жильем увеличился
с 1991 года более чем в 1,5 раза.
В Беларуси гарантирована бесплатная и доступная медицинская помощь, где 100% граждан предоставлен доступ к медицинским услугам. Уровень младенческой и материнской смертности в Беларуси один из самых низких в мире. Мы относимся к одной пятой государств мира, которые обеспечивают стопроцентное принятие родов квалифицированным медперсоналом, и опережаем по этому показателю Австрию, Венгрию, Германию, Данию, Норвегию, США и Францию.
В республике гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования, на конкурсной основе – бесплатность среднего специального и высшего образования.
Несмотря на все, сказанное выше, некоторые решения нашего президента критикуются определенной частью «беглого» населения… Если даже вернуться к тому, о чем вы упоминали в начале нашего разговора, можно обратить внимание на несколько моментов, которые в свое время вызывали определенные разногласия в обществе. То же строительство атомной электростанции (ведь были же те, кто считал, что АЭС нам не нужна) или действия президента во время пандемии, когда А.Г.Лукашенко отказался остановить производство… Как вы можете это прокомментировать?
Я думаю, в комментариях тут необходимости нет. Любой здравомыслящий, способный анализировать ситуацию, человек понимает обоснованность принятых Главой государства решений.
Строительство в Республике Беларусь собственной АЭС способствовало серьезному повышению уровня энергетической безопасности страны и снижению зависимости экономики от углеводородов. Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии, получила источник доступной, экологически чистой и надежной энергии. Сегодня сложно переоценить важность такой независимости.
Да, во время вспышки в 2020 году коронавирусной инфекции Глава государства не поддался давлению со стороны прозападных международных организаций и отдельных стран, требующих повсеместно закрыть в Беларуси производства… Очевидно, что это неизбежно привело бы к тяжелейшим последствиям для нашей экономики. Сегодня можно с уверенностью сказать, что принятые белорусским руководством решения в отношении пандемии COVID-19 оказались абсолютно правильными и обоснованными.
Нужно понимать, что недовольные всегда были и будут. Так называемые «диванные критики» возмущаются не потому, что видят больше других, а потому что меньше других думают.
Тем не менее даже они не могут отрицать очевидное. За годы президентства наша страна существенно укрепила свои позиции на международной арене, появились новые партнеры во всех уголках мира. Мы не развязали ни одного вооруженного конфликта, не спровоцировали какого-либо международного противостояния, всегда занимали взвешенную позицию в ситуации напряженности между другими странами. Привыкли решать любые вопросы только за столом переговоров.
Суверенитет любого государства в значительной степени зависит от способности руководителя страны проводить эффективную политику в сфере национальной безопасности. Нынешним поколениям белорусов посчастливилось родиться и жить под мирным небом. И в этом тоже заслуга сильного президента. Вы согласны с этим?
С первых лет президентства А.Г.Лукашенко белорусы называет его «Батькой» за близость к народу, любовь к Родине, искренность и открытость. Испокон веков в Беларуси сложилось, что батька – это первый среди равных. Власть в Беларуси XXI века – «свойская», «людская» во главе с подлинным национальным лидером, умеющим твердо постоять за свою страну и народ.
Глава государства, выступая 2 июля 2024 г. на торжественном собрании в честь Дня Независимости Республики Беларусь, подчеркнул: «Мы делали и делаем все, чтобы не свернуть с дороги, проложенной предыдущими поколениями. Более 30 лет мы идем по ней, перешагивая через санкции, политические интриги, шантаж, информационные провокации. Строим Беларусь вопреки самым мрачным прогнозам и предсказаниям. Нам пророчили, помните, крах нашей государственности в 1990-е. Наш суверенитет ставили на кон в 2020-м. И тогда, и сейчас мы прошли по самому краю. Но хватило мудрости, сил, характера сохранить народное достояние, свои традиции, ценности, историческую память».