О «Белкоммунмаше» — подробно!
В 2010 году Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на Всебелорусском народном собрании, коснулся деятельности отечественного производителя пассажирской техники предприятия «Белкоммунмаш». Глава государства напомнил, что в советские годы это была обычная ремонтная мастерская трамваев и троллейбусов из России и Латвии. Но в истории современной Беларуси предприятие вышло на совершенно другой уровень, полностью обеспечило внутренний рынок пассажирским транспортом и достигло высоких показателей по экспорту. «Это единственное предприятие в Европе и на пространстве бывшего Советского Союза, конкуренции с которым никто не выдерживает. Поэтому всякие утверждения о том, что мы работаем на старой базе, «проедаем советское наследство», — досужие разговоры, которые подбрасывают в общество недалекие люди, ничего не понимающие в экономике», — заявил тогда Президент.
В этом году «Белкоммунмаш», а ныне BKM Holding, отметил свой полувековой юбилей. Как обычная ремонтная мастерская превратилась в одного из ведущих производителей пассажирского электротранспорта на постсоветском пространстве? Зачем Александр Лукашенко во время мирового финансового кризиса еженедельно посещал белорусские предприятия и сыграла ли ставка Президента на развитие электротранспорта? Отвечаем на эти вопросы в новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого».
Когда в Беларуси стали производить троллейбусы
История «Белкоммунмаша» началась в 1973 году, когда в Минске появился ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Это была обычная мастерская по восстановлению техники из других советских стран, поэтому не удивительно, что этот период не стал для предприятия эпохой подвигов и свершений. Как, например, для других машиностроительных заводов Беларуси. Два десятилетия завод ремонтировал транспорт из России и Латвии. Но распад Советского Союза и последующий разрыв хозяйственных связей оставили предприятие один на один со своей судьбой. И заводчане решили идти дальше. В итоге в 1994 году с конвейера сошел первый белорусский троллейбус. Но перспективы были по-прежнему туманны.
Через год предприятие посетил Александр Лукашенко, только-только ставший главой государства. Ситуация на «Белкоммунмаше» была без преувеличения критической. Принятые тогда по поручению Президента меры спасли завод.
«Я пришел на предприятие где-то в 80-е годы. Тогда все было примитивно. В 90-е годы был сложный период не только на нашем заводе, но и по всей республике, по союзу. Были потеряны связи, многие предприятия стояли. Но наши старались выживать. Брались за любую работу, которую предлагали на заводе, чтобы была зарплата, чтобы люди не покидали завод, чтобы сохранить рабочий коллектив. Трудно было, но работали. Президент тогда приезжал к нам первый раз. Он прошел по центральному проходу, где был механический цех обработки. Интересовался он всем. Прошелся по заводу, посмотрел. Впечатление осталось хорошее», — вспоминает те годы оператор станков с программным управлением Олег Мажайский.
На рубеже нового тысячелетия «Белкоммунмаш» разработал первый в Беларуси и на постсоветском пространстве низкопольный троллейбус с асинхронным двигателем. Модель 321 стала самым массовым низкопольным троллейбусом на предприятии. Самый первый экземпляр отправился в Ригу. Такая вот ирония: когда-то минский завод ремонтировал латвийские трамваи, а со временем стал сам поставлять туда передовую пассажирскую технику.
Как белорусские предприятия справлялись с кризисом
В 2000-х, когда в мире бушевал финансовый кризис, предприятие, как и другие заводы, встало перед выбором: что делать дальше — оптимизировать издержки, заморозить активность или же воспользоваться ситуацией для роста и завоевания рынков. «Белкоммунмаш» выбрал третий путь. Кризис — это время возможностей, постоянно подчеркивает Президент Беларуси.
«В 90-е годы было непростое время. Только замуж вышла, родила ребенка. Помним все эти талоны, спецпитание детям выдавалось. Занимались спецтехникой, выпуском смесителей. Я работала гальваником, занималась гальванопокрытием: цинкованием, никелированием, хромированием деталей. Когда вешаешь детальки, они одного цвета, а после покрытия уже совсем другие, и радуешься, что это дело твоих рук. Более хорошее время началось в 1995 году, когда мы начали выпускать троллейбусы. Тогда у нас работа закипела, все закрутилось, завертелось. Особенно последние два года работа кипит, бурлит. Я на пенсии, но продолжаю работать. Все нравится, устраивает. Ой, столько гордости: постоянно, когда еду в транспорте — в троллейбусе или в трамвае, смотрю, что же здесь я сделала, что здесь покрывала на гальванике», — рассказывает распределитель работ участка термообработки и литья Галина Бондарь.
В 2007 году предприятие презентовало троллейбус Vitovt. Неординарный дизайн дополнял впечатляющий арсенал начинки: полтора десятка микропроцессоров, которые управляли таким же количеством электронных блоков, система глобального позиционирования по спутникам, полная самодиагностика с цветным монитором в кабине, автоматическая регуляция температуры и освещения, обшивка из композитных материалов. Тогда все это казалось космическими технологиями, а футуристический дизайн только усиливал впечатление.
Через пару лет Президент снова посетил предприятие. Александр Лукашенко осмотрел производственные линии, пообщался с рабочими и инженерами. Глава государства подчеркнул, что на опыте «Белкоммунмаша» можно поучиться, как работать в сложных условиях. Президент заявил, что намерен каждую неделю посещать белорусские предприятия, чтобы знакомиться, как они преодолевают негативные последствия мирового финансового кризиса.
«Впечатления очень хорошие, мне есть с чем сравнивать. В 95-м это было ремонтное предприятие, где ржавчину снимали с кузовов, доводили до ума и выталкивали эти троллейбусы и трамваи снова на линию. А сейчас создают новейшие машины. Меня приятно удивило, что руководитель имеет не просто какой-то план или предположения, а реальные контракты, чтобы в этой ситуации увеличить объем производства. Приятно, что в этих условиях человек не просто планирует и коллектив видит свою перспективу. Поэтому поучиться надо, как в сложных условиях работать», — заявил Александр Лукашенко, посещая завод в начале 2009 года.
Как в Беларуси стали производить электробусы
Со временем «Белкоммунмаш» решил сделать ставку на революционную по тем временам идею — разработку электробуса. Минчане заметили этот необычный транспорт на своих улицах в конце 2016 года. Таким образом Минск стал первым городом на территории бывшего СССР, на дорогах которого появились пассажирские электробусы. И этим проектом заинтересовались международные партнеры. Не обошлось, конечно, без участия главы государства.
«Кстати, мне сегодня говорил и Президент, что наше машиностроение пользуется огромным спросом в регионе. В Минске апробируется новый экологически чистый вид общественного транспорта — электробус, который демонстрирует хорошие технико-экономические показатели. Таджикские профильные ведомства приглашены ознакомиться с его эксплуатационными возможностями. Тем более буквально через год-два у вас появятся излишки электроэнергии», — рекламировал отечественную технику Александр Лукашенко на переговорах с Президентом Таджикистана в конце 2017 года.
В то время емкость батареи и система зарядки уже позволяли организовать регулярную эксплуатацию электробусов до 300 километров в день.
«Начиналось с малого. Сейчас дошли до такого вот уровня. На душе приятно, что в этом есть и частица твоего труда. И для города это хорошо — современные, красивые машины», — с гордостью отзывается о родной технике заводчанин Олег Мажайский.
На уровень разработок предприятия обратил внимание мировой лидер по производству электрического рельсового транспорта — компания «Штадлер». В 2014 году под Минском стартовало производство нового железнодорожного транспорта. На начальном этапе партнером «Штадлера» выступил «Белкоммунмаш». Причем не только в финансовом плане: на только что открывшийся завод в Фаниполе перевели руководство минского предприятия и около трети его работников. Со временем «Штадлер» выкупил белорусский пакет акций и таким образом стал 100-процентным владельцем производства.
Александр Лукашенко требовал сохранить производство, и «Штадлер» пообещал помочь своим коллегам выйти на современный технологический уровень. Правда, эти обещания так и остались просто обещаниями. Швейцарцы в какой-то момент изменили свои замыслы и фактически уклонились от взятых на себя обязательств.
Какими разработками занимается «Белкоммунмаш» сегодня
Сейчас BKM Holding — ведущий в Беларуси и один из крупнейших в СНГ производитель городского электротранспорта. Белорусские троллейбусы и электробусы работают практически в 50 регионах ближнего и дальнего зарубежья. География охватывает территорию России от Калининграда до Хабаровска и от Мурманска до Сочи. Городской электротранспорт из Беларуси известен в Украине, Грузии, Боснии и Герцеговине, Латвии, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, Сербии, Молдове, Болгарии и даже в Аргентине. Предприятие продолжает работу по наращиванию экспорта на традиционных рынках (в первую очередь в странах СНГ) и по выходу в страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
«Я окончила Белорусский национальный технический университет, специальность у меня была «экономика и организация производства». Здесь я проходила летнюю практику, затем попала на преддипломную. Прошла собеседование и в итоге оказалась на предприятии. Так как я здесь проходила практику, то видела, что происходит на предприятии, что это достаточно развивающееся предприятие, у которого много потенциала. Ожидания оправдались. Работа мне нравится в целом, но, конечно же, есть еще к чему стремиться, что развивать и чему новому учиться. Я рада, что попала именно сюда» — рассказывает молодой специалист, инженер по материально-техническому снабжению Анастасия Бочкова.
За последние годы на предприятии было выполнено много новых разработок. Например, в 2022 году многие смогли воочию оценить первый электрогрузовик от BKM Holding — Vitovt Truck Electro Prime. Электрическая начинка в нем, как и в случае с электробусами, собственного производства: инверторы, конвертеры-преобразователи постоянного тока, электрические блоки защиты цепей и управления цепями, а также программное обеспечение. Правда, некоторые комплектующие были от европейских производителей. Поэтому в сегодняшних условиях предприятию еще предстоит решить, чем заменить эти детали. Но потенциальные заказчики у белорусского грузовика, как признаются на заводе, есть.
Реализовал BKM Holding еще один долгожданный проект — полностью низкопольный трамвай. Сейчас у завода не менее амбициозные планы. В ближайшем будущем здесь планируют наладить выпуск водородной техники.
«В Российской Федерации тема водородной техники как коммерческой, так и пассажирской обсуждается на самом высоком уровне. Поэтому мы должны быть готовы к такому повороту событий и не отстать от наших друзей, конкурентов. Наиболее перспективным в пассажирских перевозках (да и в коммерческих) является электрический транспорт. Но в связи с тем, что батарея имеет ограниченную емкость, мы можем обеспечить на одном заряде пробег около 200 километров. Но такой пробег зачастую заказчика не устраивает, потому что в день автобусы могут проезжать и 300, и 350 километров. Пока такой вариант возможен только при внедрении электробусов с экспресс-зарядкой. Но здесь необходимо создание зарядной инфраструктуры на конечных остановочных пунктах, что тоже не всегда возможно. Снабдив электробус топливными элементами, которые питаются от водорода, который хранится в баллонах, мы сможем выполнить эти требования», — отметил заместитель гендиректора BKM Holding по инновационному развитию Олег Быцко.
Почему Президент требует переходить на электротранспорт
Александр Лукашенко еще несколько лет назад поставил задачу спокойно, постепенно переводить Минск на электротранспорт. «Надо уходить от двигателей внутреннего сгорания, ибо травим людей», — подчеркивал Президент. Учитывая наличие в Беларуси собственной атомной электростанции и передовых конструкторских бюро, это поручение кажется вполне себе выполнимым.
Беларусь также следует общемировым трендам по электромобилизации. Число электромобилей на дорогах страны за последние годы заметно увеличилось. Этому содействуют стимулирующие меры, принятые на уровне главы государства: льготы для владельцев электротранспорта и растущая сеть зарядных станций. Сейчас по стране их около семисот. По этому показателю Беларусь занимает лидирующие позиции на пространстве СНГ.