Лепельский район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 28 июня 1944 года и уже в августе 1944 года отдел загса приступил к работе. И это не только регистрация рождений и браков.
К сожалению, довоенный архивный фонд был практически полностью уничтожен: документы, где содержались личные сведения о гражданине, не должны были попасть к врагу.Также поступали и многие лепельчане: документы, подтверждающие личность или родство, прятались, рвались или сжигались.
Лицевая сторона свидетельства о рождении 1930-х годов (фото 1).
Оборотная сторона свидетельства о рождении 1930-х годов (фото 2).
После войны люди, у которых «метрики» (так раньше называли свидетельство о рождении) обветшали или были утрачены,обращались в отдел загса за их восстановлением. Кроме того, необходимо было документировать детей, родившихся во время немецкой оккупации.
Для этих целей создавались специальные комиссии по установлению личности и определению возраста по наружному виду. После обращенияв такую комиссию, гражданин получал новое свидетельство о рождении.
Зачастую сведения в таких «метриках» были неточными: женщины «молодились» и скидывали себе пару-тройку лет, малолетние дети не помнили своих родителей. И не всегда находились свидетели уточнить подобные данные.
Время было тяжелое, писали, на чем придется: между строк в книгах, на кальке, немецких картах (фото 3, 4, 5, 6).
Однако, бланки свидетельств, пусть и маленькие, всего 8х12 см, но все же были. По мере послевоенного восстановления страны улучшалось качество и размер бланков.
Образцы свидетельств слева направо: 1944 года, 1950 года, 1980 года (фото 7).
Последний раз мы восстанавливали метрики в 2020 году: это был мужчина, уроженец д. Островно, 1937 года рождения.
Берегите себя и своих близких: документы в отличие от человеческой жизни всегда можно восстановить! С Днем Великой Победы!
Елена Бельская, начальник отдела загса Лепельского райисполкома.