30 апреля
...
прогноз на 5 дней
20 oC пасмурно
доллар евро рубль РФ

Архив новостей

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 12345

Последние отзывы

Пожар квартиры в Лепельском районе

Валет Петрович 24.04.2024 11:04
Этот барак раз в пять лет стабильно горит....

Пожар квартиры в Лепельском районе

Валет Петрович 24.04.2024 11:04
Этот барак раз в пять лет стабильно горит....

Слова благодарности в адрес хлебопеков

Наталья Филимончик 02.04.2024 14:12
Спасибо огромное работникам и хлебозавода и нашим редакторам!Так как хочется хоть грамма позитива ......

УБИЙСТВО В ЛЕПЕЛЕ

лепе 25.03.2024 17:10
лепеле...

За установку автоматов — 620 рублей. «Ходоки»-электрики снова донимают пенсионеров

Валет 23.03.2024 23:43
Прикол в том, что официальные расценки ЖКХ не намного дешевле этих)...

Уникальное инженерное сооружение

01.06.2023, 08:35
870
0
Давно ли вы были в музее? Скорее всего, многие ответят: «Да, давно». По традиции мы считаем, что музей – это очень старые экспонаты, которые нельзя трогать руками и даже близко к ним подходить.

А ещё там очень тихо и скучно! Но, оказывается, мы имеем устаревшее мнение. Сегодня музей -- это что-то совершенно новое, увлекательное и познавательное.

В наши дни музеям, чтобы конкурировать, приходится не только давать знания и развивать эстетический вкус, но и развлекать. И это у них хорошо получается. Так, например, в нашем краеведческом музее периодически проходят квесты, игры, конкурсы и другие многочисленные мероприятия.

Но я сейчас не об этом. В Лепельском районном краеведческом музее с 15 апреля текущего года работает постоянная экспозиция «История Березинской водной системы», которая знакомит нас с созданием гидротехнического комплекса начала XIX века, историей полуторавековой эксплуатации системы и её влиянием на развитие Лепельского края.

Чтобы привлечь молодежь и тех, кто не очень интересуется историей, над экспозицией зала плодотворно поработали настоящие профессионалы. Если говорить про инновации, то здесь появилась голограмма со смотрителем Березинской системы. Это одна из самых впечатляющих инсталляций.

-- Создавая голограмму, мы хотели, чтобы у посетителей появилось ощущение визуализации тех дней, чтобы человек прочувствовал атмосферу и специфику работы сотрудников системы.

Пробежав взглядом по залу, точно могу сказать, что там более 300 интересных экспонатов на данную тему. И каждый из них манит меня познакомиться поближе с историей Лепельщины. Так, не могу пройти мимо номерного знака дома смотрителя шлюза №5 на Веребском канале 1930-1940 годов. Но больше всего мой взор пал на дырочки на номере. Оказывается, они имеют свою историю, о которой вы узнаете, посетив музей.

Кроме этого, в зале появился новый макет шлюза №12 образца 1820-х годов, который находился на месте Лепельской ГЭС. Бросается в глаза и манекен смотрителя ведомства путей и сообщений (18-19 века). Он сделан по фотографии бывшего техника Березинской системы Ильи Андреева.

Почему мы должны посетить этот зал? Да потому что это история нашего края.

-— Есть события, которые оставили значительный след в истории Лепельщины. Одним из таких является Березинская водная система, — говорит Алина Стельмах, директор краеведческого музея.

Алина Владимировна отметила, что строительство канала повлияло на хозяйство, быт и традиции района, а также способствовало хозяйственному развитию региона. Он связывал территории Лепельского, Борисовского и других уездов с Черным и Балтийским морями, обеспечивал хорошие торгово-экономические связи Беларуси с Германией, Польшей и южными регионами России.

В ХІХ веке канал вдохнул жизнь в маленькое монастырское местечко Лепель, которое в 1802 году стало центром уезда, а в 1805 — получило статус уездного города. Здесь же находилась администрация Березинского канала. Благодаря этому появились обеспеченные грамотные люди, которые покупали товары в местных лавках, заботились об открытии православной церкви, открывали школу кантонистов. На протяжении почти 150 лет Березинский канал занимал особое место в городе и уезде.

В настоящее время Березинский канал — неотъемлемая часть ландшафта региона. И хоть гидротехнические сооружения разрушены, каналы обмелели, система все равно вызывает живой интерес не только у лепельчан, но и гостей нашего города.

Березинская водная система состояла из 6 каналов, 14 шлюзов и нескольких плотин. Все шлюзы были деревянные однокамерные, стенки наклонные, выложены тесаным камнем, нижняя часть их вертикальная и укреплялась деревянными сваями. Общая протяженность канала — 159 километров.

Как известно, древнейшими путями сообщения были водные. Беларусь в этом отношении выгодно расположена, а одна из древнейших торговых дорог от Балтийского к Черному морю — «из варяг в греки» — пролегала через Полоцкую землю.

Определенные преимущества водного транспорта перед гужевым заставили русское правительство во второй половине XVII века обратить пристальное внимание на совершенствование водных путей, ведь таким образом можно было перевозить грузы в значительных объемах.

Благодаря относительно ровному рельефу верховья рек разных бассейнов близко подходили друг к другу. Это давало возможность через волоки устанавливать связь между речными системами, проводить на месте волоков соединительные каналы. Именно так была создана Березинская и другие водные системы.

На строительстве каналов работали киркой, лопатой, вручную забивали толстые сваи, сооружали водопроводы и запруды. Как отмечали местные жители деревень Волова Гора и Веребки, работать было тяжело, трудились каторжные и осужденные. Много людей умирало.

Шлюзы открывались и закрывались ручным воротом или конным приводом, вдоль каналов делали бревенчатые настилы, по ним шли упряжки лошадей, тянувшие груженые суда или плоты.

Штат Березинского канала состоял из главного смотрителя (располагался в Лепеле), 7 смотрителей и 2 помощников смотрителей, казначея, шлюзового мастера, служащих канцелярии и военной команды (9 офицеров, 85 рядовых).

Местное население более столетия занималось сплавом леса. Чиновники и администрация системы способствовали подъему торговли в Лепеле. За счет этого в городе появились хорошие дома, образцовые мосты и набережные.

После событий Первой мировой войны и революции Березинская водная система хоть и была восстановлена, но не вернула ту важную роль, которую играла в жизни региона. Но все же интенсивно использовалась до Второй Мировой войны. Жители деревни Зорницы рассказывали, как до войны ходил по Улле небольшой пароход.

Сплав леса по водной системе продолжался до конца 1950-х. Больше Березинский канал не ремонтировался. Со временем деревянные гидротехнические сооружения сгнили и разрушились, камни, укрепляющие откосы шлюзов, разобрали местные жители, русла каналов заилились, кое-где образовались островки, зарастающие черной ольхой и ивняком.

Наталья Храповицкая.

Автор

Отзывы


При использовании материалов с сайта, гиперссылка на источник, открытая для индексирования, ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 

Лепель. Лепельский край. Районная газета © 2023 Все права защищены.


artpay transparentbelcard transparentMastercard transparentvisa transparentvbv transparentMCSC transparent

0+
Яндекс.Метрика