«К этому вопросу мы подходим не только и не столько потому, что был ряд происшествий на дорогах. Но и потому, что зачастую в нашей жизни существует много направлений и вопросов неупорядоченных», — отметил Глава государства.
Он подчеркнул необходимость досконально разобраться и установить единые для всех правила игры — жесткие, прозрачные и понятные: «Никого не надо давить, травить, увольнять и прочее. Правила игры одинаковые для всех! И для легальных и нелегальных, организованных и неорганизованных. По единым правилам. Шаг влево, шаг вправо… Определить надо, какие функции берет на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков».
Вопрос по пассажирским автоперевозкам касается маршруток, которые курсируют в городах и между населенными пунктами, машин такси.
«У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое — безопасность людей. Таким видом транспорта пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе — легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах. Этим занимаются правоохранительные органы», — отметил Александр Лукашенко.
Он констатировал, что, в общем-то, понятные и справедливые правила соблюдают далеко не все участники этого бизнеса: «Как показывают проверки Комитета государственного контроля, бессовестных дельцов немало». Потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики вынуждены закрывать свой бизнес, увольнять людей.
Так, за 9 месяцев 2023 года проверено немногим более 10 тыс. автомобилей. Выявлено около 9 тыс. нарушений. Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам. А такое отношение к делу рано или поздно может привести к трагедии, подобной в Смолевичском районе, где погибли полтора десятка человек.
О проекте указа по автоперевозкам пассажиров
Правительство при участии Комитета госконтроля и КГБ подготовило проект указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Возможные новации в этой сфере стали темой обсуждения на совещании у Президента.
Предлагается организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса.
После того, как указ будет подписан, в первом квартале следующего года на правительственном уровне необходимо будет доработать отдельные нормы — провести необходимые процедуры и принять постановления в развитие утвержденных норм. Ожидается, что указ должен заработать уже со второго полугодия 2024 года, рассказал вице-премьер Анатолий Сивак.
На совещании также обсуждалась тема поступающих от населения жалоб и обращений по поводу пассажирских перевозок. Глава государства поручил губернаторам найти ответы на все эти вопросы — при необходимости выработать новые схемы, возможно, где-то добавить количество транспорта на маршрутах.
В проекте указа речь идет о создании реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (в отношении же регулярных перевозчиков как применялась процедура лицензирования, так она и сохраняется). В него планируют включать данные о перевозчиках, водителях, диспетчерах и транспортных средствах. Ведь в настоящее время, например, имеют место факты, когда нерегулярные перевозчики формально под видом обслуживания свадеб или корпоративов выходят на регулярные рейсы. А кто-то вообще пытается работать полностью нелегально.
С принятием указа наказание за подобные нарушения станет еще более жестким. А включение в реестр используемых транспортных средств позволит, например, отследить случаи, когда транспортная компания при выявлении каких-то нарушений может просто перерегистрироваться и продолжать работу с нарушением законодательства под другой вывеской.
А если через ту или иную компанию с помощью интернет-приложений заказывается услуга такси, то к системе может быть подключен только перевозчик, который есть в реестре. Кроме того, появится требование для подобных сервисов в обязательном порядке создать юридическое лицо на территории Беларуси.
Ожидается, что будет также предусмотрена обязанность для субъектов предоставлять государственным органам доступ к информации о выполненных заказах.
В целях повышения уровня безопасности для перевозчиков планируется установить обязанность видеофиксации выполнения перевозок пассажиров.