Роман РУДЬ
Признаюсь, я как‑то упустил момент, когда попрошайничать стало не стыдно. Не уследил, в какой период побирушничество перестало вызывать отвращение и приобрело достаточно массовый характер.
Говорю не о нищенках у церквей или пьяницах у гастрономов, те‑то по‑прежнему стыдливо прячут глаза под платками и капюшонами. А вот в интернете, где «бедные побирушки» по умолчанию имеют хотя бы такие недешевые вещи, как смартфоны и компьютеры, выпрашивание денег почему‑то стало делом обыденным. Настолько, что здоровенные лбы без тени стеснения просят «накидать им донатиков» на дорогую поездку или новый айфон. Более того, их тон из просительного постепенно превращается в требовательный, как в заголовке.
Когда это стало допустимым, публичным, непорицаемым занятием? Ведь еще 30 — 40 лет назад нас воспитывали в том духе, что попрошайничество — это лютый стыд, на который можно решиться, лишь окончательно опустившись и растеряв остатки достоинства. Поэтому, сколько себя помню, все знакомые, приятели и подруги никогда ничего не выпрашивали. Как бы ни нуждались в деньгах, непременно старались заработать их своим трудом. Вот и шли в грузчики, посудомойки, фасовщицы и сторожа ввиду недостатка квалификации по молодости лет. Если бы кто‑то из моих сверстников и рискнул тогда попросить набросать ему деньжат на новый магнитофон, его бы в лучшем случае не поняли, а в худшем — покрыли несмываемым позором.
Да даже сравнительно недавно, лет 10 назад, общество довольно резко реагировало на просьбы о деньгах за красивые глазки. Помню, беглец из России по фамилии Бабченко (тот, который потом вместе с украинскими спецслужбами инсценировал собственный расстрел выдуманным киллером) попробовал давить на жалость, рассказывая о своих голодных детках, однако заработать не пытался, вместо этого выложил реквизиты своей карты и объявил «сбор на свободную журналистику». Это вызвало у людей смех и возмущение, Аркадию настоятельно рекомендовали устроиться на работу, а его просьбы подать на сытую жизнь стали интернет‑мемами. Но позже что‑то случилось, и народ стал терпимей к подобным просителям.
В чем тут дело?
Путем несложных опросов я выяснил три версии произошедшего. Один мой товарищ считает, что во всем виновата «психология чаевых», которая охватила новое поколение.
— Обрати внимание на стойки кофеен и баров, — говорит он. — Практически в каждом стоит посудина, куда посетителям предлагается просто так кидать деньги. «Бармену на свадьбу». Или «на шампанское», «на отпуск», «на машину»… Люди привыкают, что, кроме обычного заработка, деньги можно просто выпрашивать. Да еще обижаются, если ты не бросишь им пару монет…
https://www.sb.by/articles/donaty-est-a-esli-naydu.html?amp=1