«Песня маляванке». Под таким названием в Лепельском Центре ремесел состоялось открытие нового проекта народного клуба «Рошва», выполненного по мотивам маляванак Алены Киш.
Над ним мастерицы трудились почти пять лет. И дело не только в сложности воплощения замысла, но и в том, что для создания полотен выбрана весьма непростая ручная техника.
Как рассказала руководитель клуба Нина Ярмух, шёл процесс освоения так называемого «балтиморского квилта» — особого вида аппликации. В нем узоры традиционно выполняются на белом полотне, несложными цветочными мотивами-розетками, при помощи бумажной основы. В какой-то момент пришло осознание, что эта работа, с узорами из цветов, отдалённо напоминает наши, белорусские маляванки, которые выполнялись красками и кистью. С этого момента «балтиморская» техника стала помощницей в рисовании маляванок, только уже лоскутиками. Но прежде были изучение литературы, просмотр работ мастеров наивного искусства, знакомство с историей, традициями, образами, походы на выставки.
— Неоднократно просматривая фильм-рассказ об Алене Киш, проникались рассказанной ею в своих картинах историей жизни, историей несостоявшейся любви, — пояснила Нина Иосифовна. — Для каждой лоскутной «мелодии» самым тщательным образом подбирали образцы тканей, самостоятельно придумывали и рисовали сказочные цветочные узоры. При помощи простых инструментов — ножниц, иголки, терпеливых рук, каждая мастерица «рисовала» свой сад, можно сказать, пела свой куплет в общей песне. Так в «балтиморской» технике расцвели белорусские узоры!
Большая часть проекта «Песня маляванке» — индивидуальные работы мастериц народного клуба «Рошва», а его душа — полотно «Письмо к любимому», которое является репликой на известную картину Алены Киш «Письмо к любимому», и вместе с дополняющими его четырьмя сюжетными мотивами, составляет полиптих «Ожидание счастья», в которой девушка через птичку отправляет письмо любимому. Эта часть проекта выполнена коллективно.
Первая картина полиптиха «Мечты»
О чём думала Алёна Киш в часы кропотливого труда, мы не знаем. Но, возможно, в своих наивных картинах Алена рисовала себя, мечтала о своём женском счастье, и проживала свои счастливые вёсны. В это время душа наполнена звуками, светом природы. Время, живя в котором верится в счастье, в добро, в безграничную любовь вселенной к тебе. И кажется, что так будет долго-долго.
Вторая картина — «Надежды»
Закончились вёсны, Алена повзрослела. Возможно, в этот период жизни она рисовала свой следующий сюжет, и продолжала ждать любимого. И казалось, что вот-вот вернётся к ней птичка с доброй вестью! Ведь жизнь наполнена такими яркими красками…
Третья — «Смятение»
Постепенно пожухли летние краски, наступила третья пора жизни, осень. Птицы свили гнёзда. Сложились молодые семьи, а Алена по-прежнему одна. В струях дождя теряются слёзы, душа, как надорванное крыло, рвётся в порывах ветра. И непонятно, почему судьба обошла стороной, почему не пришла добрая весточка.
Четвертая — «Ожидание»
Белые снега зимы укрыли землю. До этого периода жизни Алена не дожила, но мастерицам очень хотелось, чтобы в этой истории всё-таки жила хоть маленькая искорка надежды. На этой картине немолодая женщина сидит у окошка. Её уставшая, измученная душа просит покоя. О том, что когда-то было яркое, знойное лето, напоминают лишь огненные ягоды шиповника. Огонёк свечи теплится искрой надежды.
У проникновенной истории нет конца, как нет конца человеческой жизни, что черпает силы у родных истоков. Как прежде, так и сейчас мастера, окрылённые мечтой, создают маленькие рукотворные чудеса, чтобы люди знали и видели, каким прекрасным может быть мир вокруг нас…
Кто же такая Алена Киш?
Это выдающаяся белорусская художница инситного жанра, но при жизни из-за насмешек и бедности свой талант белоруска не раскрыла. Творила она в сложное время –- между Первой и Второй мировыми войнами.
В семьях, где были молодые, незамужние девушки, считалось, что ковёр Алены Киш «Письмо к любимому» обязательно принесет счастье. И его заказывали художнице, как подарок к свадьбе молодым, как семейный оберег.
Наталья Храповицкая.