В Беларуси предлагают усилить административную ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей.
С такой инициативой выступила Генеральная прокуратура. Вопрос пока рассматривается. Вместе с тем семейное неблагополучие нередко подталкивает незрелые личности к подростковой преступности или становится причиной гибели или увечья ребенка. О предложениях в сфере защиты прав детей – реализованных и на стадии обсуждения, поступивших от надзорного ведомства, корреспонденту БЕЛТА рассказала начальник управления по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Виктория Финевич.
– Одна из последних инициатив Генпрокуратуры в плане защиты детей – расширение показателей семейного неблагополучия, ужесточение требований к родителям. Что подразумевает эта инициатива и какие дальнейшие шаги по ее реализации?
– Критерии и показатели социально опасного положения детей определены в Кодексе о браке и семье Республики Беларусь и детализированы в постановлении Совета Министров. И нормы эти не новые, однако практика прокурорского надзора за последние несколько лет показала необходимость уточнения показателей социально опасного положения несовершеннолетних для повышения уровня защиты детей.
Так, по инициативе Генеральной прокуратуры правительство в декабре 2023 года внесло изменения в постановление Совета Министров «О признании детей находящимися в социально опасном положении» и дополнило критерии СОП.
В частности, несовершеннолетний может быть признан находящимся в социально опасном положении, если в отношении родителей установят факты сексуального насилия по отношению к ребенку, факты совершения родителями правонарушения в состоянии, вызванном потреблением наркотиков, или факты уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства либо наличием синдрома зависимости от алкоголя или наркотиков.
К числу показателей социально опасного положения также отнесены случаи, когда оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством. Аналогично при ненадлежащем расходовании пенсий, государственных пособий, единовременных выплат, назначенных на ребенка, материальной помощи, государственной адресной социальной помощи. Из-за чего не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, нет еды, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр.
Все эти инициативы идут от жизни, за каждой из них – комплексные прокурорские проверки, проведенные как в ходе плановой работы, так и по конкретным жизненным обстоятельствам.
– Почему такое пристальное внимание Генеральная прокуратура уделяет раннему выявлению семейного неблагополучия?
– Данная ситуация обусловлена наличием непосредственной связи между семейным неблагополучием и преступностью несовершеннолетних, семейным неблагополучием и гибелью детей, их травмированием.
И если мы заговорили о гибели детей, хочу отметить, что в последние годы число погибших несовершеннолетних от внешних причин сокращается. В этом немаловажную роль играет профилактическая работа компетентных государственных органов.
В 2023 году число случаев гибели детей от внешних причин снизилось с 112 до 94. Причем это не случайность, а наметившаяся положительная тенденция. В 2022 году также зафиксировано сокращение числа погибших детей от внешних причин на 25 человек.
В прошлом году основными причинами гибели детей стали утопления – их было 21, на дорогах погибли 15 детей, на пожарах – 9. Были суициды и падения с высоты, гибель детей от противоправных действий.
Отмечу, что каждый факт гибели ребенка детально изучается. В том числе проверяется, принимают ли субъекты профилактики своевременные и достаточные меры. Как показывают результаты прокурорских проверок, каждая третья смерть ребенка связана именно с семейным неблагополучием.
Обращают на себя внимание беспечность и безответственность взрослых, явно ослабленный контроль за досугом своих детей, которые в силу возраста бывают крайне беспечны. Отдельно подчеркну – родителям следует быть более внимательными, не оставлять детей без присмотра, прививать им навыки безопасного поведения в повседневной жизни. И речь буквально обо всем — о поведении вблизи водоемов и на дороге, обращении с огнем, да даже о банальном досуге в виде катания на санках и тюбингах зимой, самокатах, велосипедах и прочих средствах персональной мобильности – летом.
Проявляемая иногда родителями беспечность подтолкнула нас к тому, чтобы поднять вопрос об усилении административной ответственности за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Данная инициатива находится еще в разработке.
Нельзя забывать, что жизнь каждого ребенка бесценна.
– Как вы оцениваете в целом, является ли достаточно эффективной или нет сложившаяся в стране система по раннему выявлению семейного неблагополучия и работе с ним?
– Сегодня порядок работы заинтересованных государственных органов и иных организаций с такими семьями отлажен, однако не всегда он срабатывает должным образом и своевременно.
Только в 2023 году более 26 тыс. детей были признаны находящимися в социально опасном положении, с семьями проводилась определенная работа, направленная на устранение причин неблагополучия. Благодаря скоординированным действиям субъектов профилактики, желанию и усилиям самих родителей ситуация в семьях практически 19 тыс. детей нормализовалась. Такие дети были обоснованно сняты с учета.
В прошлом году в связи с признанием нуждающимися в государственной защите из семей отобрано свыше 3 тыс. детей, при этом треть из них приобрели статус социальных сирот в связи с лишением их родителей родительских прав.
Эти цифры подтверждают то, что в стране в целом налажена работа с семейным неблагополучием, а также работа по защите прав и законных интересов детей. А отдельные факты, когда заинтересованные службы своевременно не сработали, скорее являются исключением, мимо которого, несомненно, нельзя проходить, однако по ним не стоит судить о всей системе.
– СОП и НГЗ – не приговор для родителей. Но ведь часто даже после признания детей таковыми и возврата родителям случаются рецидивы. Как дальше должны работать наши службы?
– Положительный эффект возможен только при надлежащем выполнении всеми заинтересованными государственными органами своих задач и функций, а также при выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Как формирование неблагоприятных условий для проживания и воспитания детей происходит не одномоментно, так и «оздоровление» обстановки в семье, смена ценностей родителей, например, с их компании и алкоголя на детей, обучение родителей базовым навыкам по заботе о детях, их воспитанию, контакту с ними происходят многоэпизодно. Ведь комфортная атмосфера в семье — это труд.
К слову, семьи, которые когда-то попали в поле зрения государственных органов, остаются там еще определенный период. Например, семьи, которые сняты с учета СОП, периодически посещаются во время рейдовых мероприятий. При этом если дети возвращены в семью после их изъятия и признания нуждающимися в государственной защите, опека еще целый год посещает такие семьи, помогает родителям в случае необходимости.
Но справедливо отмечу, что отношение к тем родителям, которые когда-то оступились и потом снова через определенный промежуток времени перестали должным образом исполнять свои родительские обязанности, строже. Все потому, что дети крайне чувствительны. И каждое изъятие ребенка из семьи, помещение в социальные приюты или на опеку – это большой стресс для него. Именно потому такие решения, равно как и решения о повторном возврате детей, должны быть взвешенными и выверенными, во главу угла всегда поставлены интересы детей.
– Кроме гибели детей семейное неблагополучие еще тесно связано с преступностью несовершеннолетних. Как обстоят дела в республике в этом направлении? Какие новеллы в законодательстве инициировала Генеральная прокуратура?
– В целом в республике наблюдается стабильная криминогенная ситуация в подростковой среде. По итогам 2023 года сократилось количество преступлений, совершенных подростками, – до 1353. Незначительный рост отмечен только в Гомельской области. И это тенденция последнего десятилетия. И если в 2016 году подростками было совершено 2356 преступлений, то в 2023 году – 1353, что практически на 40 % меньше. Причем в прошлом году отмечена минимальная подростковая преступность за последние годы.
Сегодня подростки стали чаще участвовать в преступлениях, совершаемых в составе организованных групп, – это работа на наркомаркеты, выполнение роли курьеров телефонных мошенников, различные операции с платежными банковскими карточками.
Традиционно семейное неблагополучие, незанятость в свободное от учебы время, отсутствие организованных, востребованных форм досуга способствуют совершению подростками преступлений.
По итогам рассмотрения внесенных Генеральной прокуратурой в Совет Министров предложений Министерство труда и социальной защиты обеспечило оперативное и более информативное формирование на портале Государственной службы занятости списка вакансий для трудоустройства несовершеннолетних.
Расширен также перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет. Эти изменения должны способствовать официальному, легальному трудоустройству молодежи в свободное от учебы время, удовлетворению их потребности в заработке и личных деньгах.
На протяжении последних двух лет наблюдалась негативная тенденция с наркотизацией молодежи, значительно выросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с целью их сбыта.
В ряде случаев при оказании наркологической помощи подросткам не удавалось добиться восстановления их здоровья и социализации без проведения социальной реабилитации.
В республике отсутствует государственный центр медико-социальной реабилитации несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ, в связи с чем родители сталкиваются с проблемой своевременного лечения своих детей на конфиденциальной основе, без применения мер какой-либо ответственности.
Впервые в нашей стране по инициативе Генеральной прокуратуры будет организована комплексная реабилитация таких детей по заявлениям родителей на конфиденциальной основе на базе специального воспитательного учреждения. Соответствующие изменения уже вносятся в закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
– Как обстоят дела с преступностью в отношении детей?
– Вопросы защиты несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации, к сожалению, не теряют своей актуальности. За последние 5 лет жертвами таких преступлений стали более 3,5 тыс. детей. Только в 2023 году от подобных противоправных действий пострадали более 1,2 тыс. детей.
Следует отметить, что данный вид преступлений характеризуется высокой латентностью, что существенно затрудняет своевременное выявление и пресечение противоправных посягательств. При этом увеличение степени их выявляемости в последние годы обусловлено активизацией деятельности органов внутренних дел, в том числе с применением высоких технологий, а также вовлеченностью в решение этой проблемы общественности, то есть неравнодушных людей, учителей, социальных педагогов и психологов, родителей.
Органы прокуратуры проводят системную работу по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних от преступных посягательств сексуальной направленности. В частности, по инициативе Генеральной прокуратуры Совет Министров утвердил планы по защите детей от сексуального насилия и эксплуатации, в которых предусмотрены мероприятия по повышению уровня подготовки специалистов для оказания различной помощи пострадавшим.
На межведомственном уровне утвержден и заработал национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации.
Более того, Глава государства 8 января 2024 года подписал разработанный МВД по инициативе Генеральной прокуратуры закон, которым внесены изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь. В частности, определен порядок принудительного лечения лиц, совершивших указанные преступления и страдающих педофилией. Определены дополнительные требования к лицам, в отношении которых установлен особый режим контроля органов внутренних дел – превентивный надзор, в том числе обязанность поступить на работу (учебу), являться в организацию здравоохранения для прохождения лечения. В случае несоблюдения этих требований наступает уголовная ответственность за нарушение требований превентивного надзора. Цель данной новеллы – минимизировать риски повторного совершения ранее судимыми лицами преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Изменения вступят в силу с 12 июля 2024 года.
Министерство здравоохранение разработало и утвердило клинический протокол по оказанию медицинской помощи лицам, страдающим педофилией. Она включает в себя как психотерапевтические методы лечения, так и медикаментозные, или так называемую химическую кастрацию, которая предусматривает лечение гормональными препаратами, подавляющими сексуальное влечение.
Для сохранения и защиты традиционных в Беларуси семейных ценностей и профилактики сексуального насилия над детьми завершается работа над законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей, который будет внесен в Парламент в соответствии с планом подготовки законодательных актов на 2024 год.
По инициативе Генеральной прокуратуры только за последние три года внесены изменения и дополнения в 16 актов законодательства, регулирующих вопросы защиты детства, еще 12 актов находятся на стадии рассмотрения.
За каждой из этих инициатив – глубокий анализ сложившейся практики, нормативно-правовых актов, а также результаты масштабных прокурорских проверок.
Кропотливая работа органов прокуратуры во взаимодействии с другими государственными органами приносит положительные результаты по стабилизации криминогенной обстановки в подростковой среде, снижению уровня гибели от внешних причин, социальной защищенности несовершеннолетних.
По информации БЕЛТА
Источник: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2024/june/77929/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь