Как говорят лепельские водители, у Павла Лямцева свой стиль преподавания: легкий, доступный и интересный.
29 октября — День автомобилиста и дорожника Республики Беларусь
Мастер своего дела
А дорога серою лентою вьется…
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь этот праздник с 1995 года отмечается ежегодно в последнее воскресенье октября.
От чего зависит безопасность на дороге? Многие ответят: от внимательности водителей, их спокойствия, бдительности сотрудников ГАИ и других факторов. Все верно. Но также от мастерства педагогов, которые трудятся в автошколах и, можно сказать, со своей лёгкой руки, выпускают водителей на дорогу.
Насколько умело они это делают, зависят жизни и здоровье участников дорожного движения.
В этой публикации хочется рассказать о Павле Лямцеве — педагоге с большой буквы, который около 30 лет отдал Лепельской РОС ДОСААФ, долгие годы был ее руководителем.
Для справки. За 5 десятков лет выпущено из стен школы около 30 тысяч водителей, то есть примерно 500-600 в год. Также за 9 месяцев этого года обучено более 80 военнослужащих и призывников.
Отзывы учеников и коллег
Как говорят лепельские водители, у Павла Лямцева свой стиль преподавания: легкий, доступный и интересный. Он учитывает возраст будущих водителей и их индивидуальные особенности, умеет сложные правила и термины показать на конкретных примерах. Для него главное, чтобы материал был усвоен.
— Павел Лямцев умеет настроить на учёбу, дать нужный совет и оказать помощь, — так говорят о нем сотрудники. – Хоть он уже пару лет на заслуженном отдыхе, всегда подставит плечо.
Сам же Павел Иванович говорит, что быть хорошим водителем — это еще не значит быть хорошим учителем для других. Но в Лепельском ДОСААФе работают люди по призванию.
Верно, под его руководством здесь сложился дружный коллектив единомышленников, ответственных за порученное дело и способных решать любые задачи. Мой собеседник пользуется заслуженным авторитетом как в коллективе, так и среди председателей других организаций оборонного общества Витебской области, лепельских водителей.
Жизненный путь
Родом Павел Иванович из Чериковского района Могилёвской области. С самого детства был с техникой на «ты».
— Когда отец, работая в колхозе, приезжал на обед на ГАЗ-51, старший брат всегда мне предлагал прокатиться. Я сидел рядом, наблюдал, иногда и мне давал покрутить «баранку».
После окончания школы в 1976 году было неудачное поступление в вуз, поэтому отправился на службу в морские инженерные войска в Санкт-Петербурге (на то время – Ленинград). Демобилизация, учёба по специальности «инженер-механик» в государственной сельскохозяйственной академии, колхоз недалеко от города Черикова, принятие в кандидаты в члены КПСС – таков был дальнейший жизненный путь мужчины.
В 1982 году Павел Иванович женился на своей однокласснице Валентине Евгеньевне, с которой воспитал двух прекрасных сыновей Антона и Дмитрия, живёт более 40 лет вместе в горе и радости.
В 1986 году произошла великая трагедия — авария на Чернобыльской АЭС. В результате техногенной катастрофы Чериковщина оказалась в зоне радиационного загрязнения. Многие жители стали покидать район. 25 деревень были отселены и стерты с лица земли, закрыты предприятия, школы и детские сады.
Герою нашей публикации пришлось также сменить прописку. В семье Лямцевых к этому времени уже подрастали Антон и Дмитрий, и врачи настоятельно рекомендовали для сохранения здоровья детей покинуть малую родину.
— Почему именно на Лепельщину? – интересуюсь у Павла Ивановича.
— Не сразу в Лепельский район переехали, сначала на 4 года — в Подмосковье. Но однажды к нам в гости приехали друзья из Лепеля Михайловские и, можно сказать, уговорили.
Я с Александром Николаевичем во время учёбы в академии жил в одной комнате в общежитии. Позже он у меня на свадьбе был свидетелем, а его будущая жена Татьяна — свидетельницей со стороны невесты. Так, наша дружба и скрепилась на долгие годы.
30 лет в ДОСААФ
В 1994 году Лямцевы полностью переехали в наш край. Сначала Павел Иванович был заместителем начальника Лепельской автошколы Белорусского оборонного спортивно-технического общества, а с 1995 по 2021 год мой собеседник возглавлял структуру.
Помнит мой собеседник, как первый раз перешагнул порог автошколы, постепенно нарабатывал опыт и уверенность, которые даются упорным трудом и работой над собой.
В то время было только 2-3 легковых автомобиля, «Москвич» и «Жигули», и 4 КАМАЗа. Основная задача – подготовка призывников для армии на категории «В» и «С», учились также на «Е».
Сейчас в автопарке ДОСААФ 13 единиц техники, все легковые — Volkswagen Polo.
Помнит мой собеседник, как в 1996 году покупали в Полоцке «Жигули» белого цвета:
— Это было такое счастье для меня и всех учителей. Позже появились в автошколе Daewoo Sens, LADA Kalina. Остановились на Polo, в которых устраивает и цена, и качество.
Надо сказать, что ДОСААФ не только выпускает водителей, но и проводит многочисленные соревнования, является организатором разных мероприятий на Лепельщине, всегда победителям вручает хорошие памятные подарки.
В последние годы коллектив омолаживается, на смену опытным кадрам приходит молодежь, которая достойно продолжает добрые традиции, учитывает бесценный опыт старшего поколения. Так, сейчас возглавляет организацию сын Павла Ивановича – Антон.
Материальная база
Когда пришёл в автошколу, материально-техническая база не была такой богатой. Сейчас есть всё необходимое для учебной деятельности – как теоретической, так и практической.
Есть класс по устройству и эксплуатации автомобилей категории «С», класс по устройству и эксплуатации составов ТС (категория «СЕ»), автобусов (категория «D»). Будущие водители занимаются в совмещенном классе по изучению устройств и эксплуатации легковых автомобилей, Правил дорожного движения, основ управления ТС и безопасности дорожного движения, классе по изучению ПДД, оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП. Оборудован класс и по техническому обслуживанию автомобилей и для проведения лабораторно-практических занятий.
В Лепельское ДОСААФ приезжают будущие водители потренироваться вождению и сдавать в ГАИ из Чашникского, Бешенковичского, Сенненского районов. Как отметили специалисты из Белтехосмотра, в Лепеле очень хороший автодром, таких в республике можно по пальцам перечесть.
Награды
В копилке трудовых достижений и поощрений – большое количество грамот и наград за успешную деятельность. Павел Иванович удостоен государственной награды Республики Беларусь — медали «За трудовые заслуги», медали ДОСААФ стран СНГ, нагрудного знака «Отличник ГАИ» и многих других наград.
— Не скучно на заслуженном отдыхе?
— Совсем нет. Купили 3 года тому назад с женой дачу, которую совершенствуем, делаем уютной для себя и детей. Да, и в ДОСААФе периодически «на подхвате»: заменить, подсказать, помочь…
Наталья Храповицкая.