Сретение Господне (в переводе — встреча с Господом) — это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной церкви.
В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, через 40 дней после рождения принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм. Там Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – образованнейшим человеком своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. И вот по прошествии времени старец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив его, пророчествовал: «Теперь ты, Владыко, отпускаешь меня, раба твоего (из этой жизни в другую), по слову твоему (согласно твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое ты приготовил для всех людей». И, достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу. О нем пишут, что он прожил 360 лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Сын.
***
В народе же с давних времен считалось, что в эту пору встречаются зима и лето. Потому и называли середину февраля переломным моментом на пути к теплу и весне. По многолетним наблюдениям, 15 февраля даже при минусовой температуре может промелькнуть молния и прогреметь гром. Из-за этого праздник называли «Грамнiцамi» по имени древнего языческого божества «Грамоўнiка», повелителя весенних гроз и дождей.
С «Грамнiц» начинали думать о весенних полевых работах. Мужчины начинали чинить и приводить в порядок хозяйственный инструмент. Хозяйки в этот день пекли обрядовое печенье. Особое внимание уделялось «грамнiчнай» свечке. Каждая семья, начиная с нового года, запасалась воском от «уласных» пчел или выменивала его, но не покупала. Воск для свечей должен быть новым. В субботу, за неделю до «Грамнiц», всей семьей изготавливали свечи больших размеров. В церкви они освящались и окроплялись святой водой. Дома хозяин зажигал свечу и крест‑накрест слегка «поджигал» волосы всем домочадцам по старшинству. Верили, что это сбережет от злых сил и от «болезней головы».
Огонь такой свечи считался чудодейственным и приравнивался к «живому» или добытому от трения дерева. Свечу зажигали во время эпидемий или пожаров. Воск от нее закапывали на каждом конце деревни, а также на всех четырех углах дома для защиты от болезней и бед. «Грамнiчную» свечку не одалживали даже близким родственникам. Капли воска собирали и держали при себе как амулет. Из этого же воска лепили подобия частей тела или органов, которые нужно было лечить, прятали их за иконой или всегда носили с собой. Верили: это поможет выздоровлению.
Подготовила: Нонна СЕЗДИНА