



Сегодня их роботы – это машинки, разнообразные персонажи из современных мультфильмов, сделанные из детского конструктора. Но это только сегодня. Воспитанники объединения по интересам «Робототехника» Лепельского районного центра детей и молодёжи под руководством молодого, но очень перспективного педагога Марка Радько ставят перед собой амбициозные цели, мечтают создавать настоящих роботов и разрабатывать для них программное обеспечение.
Решили заглянуть в класс, где собираются эти интересные «машины». Сразу скажем, помещение очень комфортное и просторное. Для детей имеются 2 ноутбука, монитор для обучения и наглядности, шесть компьютеров, три робота для детей 3-4 классов Lego Wedo 2.0 и четыре сложных Lego EV3 для более старших ребят с дополнительными наборами.
Таким образом, в распоряжении юных инженеров базовые и ресурсные наборы роботов-конструкторов Lego. Из пластиковых деталей они собирают различные игрушки, подсоединяют к ним моторчик, датчики движения или поворота и с помощью компьютерной программы через bluetooth заставляют созданных персонажей и машинки двигаться.
К каждому роботу есть своя инструкция, в которой, на мой взгляд, мало кто из взрослых разберётся.
— Объединение по интересам «Робототехника» — это отличное решение, которое способствует гармоничному формированию личности, развитию умения работать в команде и индивидуально, творчества и логики, а также закладывает основы востребованных профессий, – говорит педагог Марк Викторович. – У детей развивается творчество, они в доступной и интересной форме изучают физику (механику и электричество) и работу в команде.
Кружок функционирует уже 3 три года — с тех пор, как Марк Радько молодым специалистом пришёл в центр после окончания Минского педуниверситета по специальности «Физика. Информатика».
Для того, чтобы стать преподавателем робототехники нужно самому хорошо знать эту сферу, следить за соревнованиями, постоянно повышать знания. Кстати, Марк Викторович в этом году получил 2 квалификационную категорию, а ещё на полставки трудится в центре инженером-программистом.
Наш собеседник – «в теме», в совершенстве владеет компьютером, может с нуля его собрать и разобрать. Да и с робототехникой дружит уже давно.
В 2016 году он участвовал в Первом Республиканском открытом роботехническом фестивале «РобоФест-Беларусь» вместе со своим отцом, руководителем интеллектуального клуба «Ра» Виктором Радько. На «Робофесте» он выступил в номинации «Нейропилотирование». Марк соревновался с более взрослыми соперниками. Несмотря на это, показал более чем достойный результат — шестое место из шестидесяти семи участников.
Также будучи учащимся гимназии им. И. М. Ерашова, талантливый парень попал на финал международной олимпиады по экспериментальной физике в КУП ДРОЦ «Жемчужина». После этого всерьёз увлёкся 3D-моделированием. Позже выиграл конкурс при минской компьютерной фирме «Полигон» в номинации «3D-моделирование».
Робот — не просто игрушка и развлечение. Для того чтобы смастерить устройство и запрограммировать его, нужны знания в разных областях, в первую очередь в математике, физике, информатике.
Современные дети почти всё свободное время проводят в компьютерных играх и соцсетях. А родители с удовольствием приводят детей в кружок робототехники, понимая, что виртуальность — не только развлечение, но и хороший ресурс знаний.
Как отметил руководитель, в объединение принимают ребят с 8 лет. Сначала они проходят несложные математические тесты, чтобы определить способности, ведь на занятиях осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также в процессе обучения дети решают контрольные задания в Word, Excel, программировании в Scratch, Pascal. Особенно ребятам нравится ездить на соревнования, где можно не только посостязаться со сверстниками в робототехнике, но и завести новые знакомства, набраться опыта. Так, недавно наши юные инженеры Матвей Шиманович, Даниил Даниленко и Борис Винник участвовали в областном этапе республиканского турнира по робототехнике.
Занятия начинаются с изучения устройства компьютера, робота, общих технических вопросов. Через 6-7 уроков ребята начинают собирать несложных роботов, где для них предоставлена полная свобода фантазии.
Создавая из лего-конструктора разных зверушек, они изучают детали, их работу – то есть азы конструирования и программирования. Затем учат их выполнять простейшие команды. По мере взросления и освоения такой дисциплины, как робототехника, ребята повышают свой уровень и к 10-12 годам переходят на программирование роботов Lego EV3.
Кроме этого, дети на занятиях учатся работать с искусственным интеллектом. Сейчас объединение посещает 23 человека.
В беседе с мальчишками (занятия посещает и одна девочка) понимаю, что они опережают в изучении точных наук своих сверстников на несколько лет, а каждый робот – это не просто машина, а результат упорного труда, креативного мышления и командного духа. Здесь хочется отметить, что Марк Викторович также дает консультации родителям по сбору компьютеров, апгрейду, и даже ему приходилось ремонтировать и настраивать программное обеспечение домашних компьютеров, чтобы дети могли полноценно делать домашнее задание.
Изучение английского языка, на котором Марк говорит свободно, фотография, шашки, шахматы, был капитаном команды «Ин-прайд» интеллектуального клуба «Ра» — чем только это парень не увлекался?! И все у него всегда получалось и получается на отлично. В шахматах он был лучшим 6 лет, представлял наш край на областном и республиканском уровнях. Вовремя учёбы в университете защищал честь вуза в шахматных турнирах. А будучи капитаном команды «Ин-прайд», со своими ребятами заняли 3 место в лагере «Зубрёнок». И это была не просто игра, а настоящая напряженная борьба сильнейших.
В завершение интересуюсь, что еще нужно кружку, чтобы выйти на новый уровень?
— Мечта детей и моя – иметь собственный 3D-принтер, который бы помог решить много проблем и с ремкомплектом роботов, и эксклюзивно дорабатывать модели, — с улыбкой отвечает педагог.
Ну что ж, надеемся, что нашу статью прочитает будущий спонсор – и скоро у ребят будет 3D-принтер!
Профессия педагога многогранна. Он в совершенстве должен знать то, чему учит детей, иметь такт, терпение, развивать способности своих воспитанников. Все это можно сказать о нашем герое публикации Марке Радько!