Березинская водная система в истории Лепельщины имеет большое значение. Именно по ней осуществлялись сплав леса и доставка грузов. В первой половине ХХ века было развито и судоходство. Какие же корабли ходили по нашим рекам и озёрам? Каковы их судьбы?
Обратившись к материалам ѴІ научно-практической конференции «Лепельскія чытанні», мы узнали множество интересных фактов:
В довоенное время, до 1918 года, ходил товаро-пассажирский пароход «Лина», который совершал два рейса в неделю: «Лепель — Борисов» и «Борисов Лепель». В Борисов доставлялись местные продукты (кожа, рыба и сельхозпродукты), по Березине лесоматериалы, шпалы, дрова. В зависимости от состояния ( зимнего пути провозили от 1200 до 2000 плотов. Ходили пароходы «Звезда» и «Мечта», товарный пароход «Велиса».
Сведения о товарном пароходе «Велиса» сохранились в водовороте истории.
Маленький пароходик, который сошёл со стапелей рижской верфи «Ланге и сын» в конце ХІХ века, ожидала долгая и полная приключений жизнь. Построенный по заказу «Первого общества пароходства и торговли по реке Западная Двина», корабль прибыл в г. Витебск, который и стал на долгое время его главной базой.
4 декабря 1919 года, переоборудованный в канонерскую лодку «Велиса», он был зачислен в состав Западно-Двинской флотилии. Судно участвовало в боях против частей польской армии в районе Полоцка и Дисны в мае 1920 года, а также осуществляло воинские перевозки в интересах ХѴ армии.
17 октября 1920 года пароход разоружили и исключили из списков военного флота в связи с возвратом Витебскому управлению водного транспорта для использования в качестве товаро-пассажирского парохода. Сначала пароход находился в подчинении НКПС, с 30 января 1931 года — Наркомвода, а с 9 апреля 1939 года — Наркомата речного флота. В 1938 году пароход получил новое название — «Енисей».
Местные жители вспоминают, что перед началом Великой Отечественной войны по Соединительному и Веребскому каналам прошли пароход и несколько катеров. Был ли это именно «Енисей», сейчас с уверенностью говорить невозможно. С началом боевых действий пароход обеспечивал переправу войск Западного фронта через Западную Двину, а 7 июля 1941 года ввиду невозможности эвакуации по приказу военного командования он был затоплен у пристани Улла на Западной Двине.
В 1945 году водолазы народного комиссариата речного флота подняли корабль и вернули его в строй. Пароход «Енисей» вернулся к своей обычной работе. В 1949 году кадр корабля, идущего по реке Западная Двина на фоне Полоцка, который возвращается к мирной жизни, сделал корреспондент местной газеты, и это единственное фото парохода. На Витебщине «Енисей» будет работать до 1956 года. Затем он был выведен из эксплуатации и переоборудован в бункеровочную базу. И только спустя пятнадцать лет использование парохода прекратилось. В 1971 году он был сдан «Главвторчермету» и в г. Витебске был разделан на металл.
Стремительное развитие технологий практически свело «на нет» значение водных путей в качестве транспортных артерий, а неторопливые пароходы сменили автомобили и поезда.
Однако и в настоящее время активно развивается туризм. Каждый согласится с тем, что пейзажи с воды предстают в совершенно ином виде и способны восхитить даже искушённого путешественника Озеро Лепельское, которое впечатляет туристов своей красотой, все ещё ожидает своих кораблей…
Текст: Василий ЛЕЙКО