Сегодня мы все чаще наблюдаем, как электоральные кампании используются для подрыва основ стабильности в государстве, становятся объектом вмешательства извне, подвергаются гибридному воздействию.
Неслучайно в проекте Концепции национальной безопасности Республики Беларусь заложено и такое понятие, как электоральный суверенитет. Это неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции Республики Беларусь и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс. И здесь, по мнению ЦИК Беларуси, вырисовываются четыре основных направления работы. О них председатель ЦИК Игорь Карпенко рассказал во время встречи с политическими партиями и другими общественными объединениями.
«Первое — создание эффективного правового, информационного, финансового и организационно-технического заслона внешнему вмешательству в электоральный процесс, — отметил Игорь Карпенко. — В избирательном законодательстве Беларуси закреплен запрет каких-либо иностранных пожертвований, в том числе от иностранных физических и юридических лиц, кандидатам.
При проведении агитационной деятельности не допускаются призывы к насильственному свержению власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности государства, призывы, направленные на пропаганду войны, террористических, любых иных насильственных действий и возбуждающие социальную, расовую, национальную, этническую, религиозную ненависть и вражду.
Также запрещается агитация, побуждающая к срыву, отмене или переносу сроков выборов, референдумов».
Иностранные граждане и лица без гражданства не вправе принимать участие в агитации на выборах и референдумах. Запрещается агитация за кандидатов в Президенты, в депутаты, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.
«Установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня с целью обеспечения соблюдения принципа тайного голосования. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям», — уточнил глава ЦИК.
Штраф в случае нарушения может достигать до 15 базовых величин штраф. На данный момент это Br555. Правом на составление протоколов об административном правонарушении обладают местные исполнительные и распорядительные органы, решение о привлечении к административной ответственности принимает суд.
Взамен испорченного избиратель сможет получить только один бюллетень.
Законодательством установлен запрет на финансирование политических партий за счет средств: иностранных государств в лице их государственных органов или дипломатических представительств, межгосударственных образований, иностранных и международных юридических лиц, граждан, а также граждан Республики Беларусь, проживающих за границей более 183 дней в течение года; организаций, получавших иностранную безвозмездную помощь.
«Второе — принятие необходимых мер, направленных на недопущение использования должностных полномочий выборного лица вразрез с национальными государственными интересами, — подчеркнул Игорь Карпенко. — Закреплен конституционный статус у высшего представительного органа народовластия — Всебелорусского народного собрания (ВНС), которое будет определять стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. ВНС будет вправе принять решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения Конституции, совершения государственной измены, иного тяжкого преступления. ВНС сможет ввести чрезвычайное или военное положение при наличии определенных оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам».
В Избирательном кодексе регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными. Право на инициирование таких вопросов будет принадлежать Президиуму ВНС. Конституционный Суд уполномочен рассматривать вопрос о конституционности выборов, ВНС — о легитимности выборов. В случае признания выборов неконституционными или нелегитимными, ЦИК признает прошедшие выборы недействительными и назначает повторные выборы.
«Увеличен для кандидатов на должность Президента возрастной ценз до 40 лет, ценз оседлости — до 20 лет. Установлен запрет на наличие гражданства иностранного государства или вида на жительство, иного документа, предоставляющего права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. Аналогичный запрет касается делегатов ВНС, депутатов, членов Совета Республики», — напомнил глава ЦИК.
В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным Президентом переходят к председателю Совета Республики. В случае гибели Президента в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии, вследствие иных действий насильственного характера заседания Совета Безопасности проводятся под руководством председателя Совета Республики, а также незамедлительно на основании решения Совета Безопасности в установленном порядке на территории Республики Беларусь вводится чрезвычайное или военное положение; государственные органы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета Безопасности.
«Кроме того, кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость», — уточнил Игорь Карпенко.
Третье — обеспечение безопасности организаторов и участников электорального процесса, предупреждение и профилактика противоправных действий граждан.
«Учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий, в печатных средствах массовой информации будут публиковаться сообщения об образовании избирательных комиссий без указания персональных данных их членов. Такие сообщения будут содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона), — отметил глава ЦИК. — Не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки, отсутствия необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и граждан, сокращения численности работников дипломатических служб. Вместе с тем совместно с Министерством иностранных дел и Минским горисполкомом проработан вопрос участия граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей, в выборах депутатов Палаты представителей. Такие граждане смогут проголосовать на одном из участков, расположенных в Минске. По данному вопросу будет принято отдельное постановление ЦИК».
Определен механизм взаимодействия избирательных комиссий с подразделениями МВД в части проверки сведений о наличии у кандидатов в депутаты гражданства (подданства) другого государства, документов иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
Разрабатываются превентивные меры, направленные на профилактику противоправных действий на участках для голосования и подходах к ним, в том числе путем обеспечения средствами видеонаблюдения и системой «тревожная кнопка». Традиционно с момента начала голосования до его завершения и подведения итогов все избирательные участки будут взяты под круглосуточную охрану сотрудниками милиции.
Четвертое — международное сотрудничество и создание в глобальном аспекте новой эффективной системы коллективной безопасности, в частности, взаимодействие в целях выработки международных стандартов оценки выборов.
«Беларусь является участником Конвенции о стандартах демократически выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ. Благодаря принятию уже более 20 лет назад конвенции успешно развивается законотворческая деятельность и совершенствуется правоприменительная практика в области избирательного процесса на постсоветском пространстве.
Вместе с тем ОБСЕ не принят документ, определяющий единые стандарты выборов и ратифицированный в установленном порядке государствами-членами. БДИПЧ ОБСЕ при оценке выборов руководствуется исключительно методическими рекомендациями, которые в каждой стране применяются по-разному, — дополнил Игорь Карпенко. — Организация, которая должна была стать фундаментом новой общеевропейской системы коллективной безопасности, неизменно фокусируется исключительно на постсоветском пространстве, в то время как страны Запада почти никогда не становятся объектом ее внимания. Свои отчеты относительно выборов в Беларуси в течение двух последних десятилетий организация излагает в политизированных негативных тонах. Отсюда и двойные стандарты в наблюдении за электоральными кампаниями».