В здании отдела внутренних дел Лепельского райисполкома состоялось выездное заседание суда.
Проблема активного распространения экстремистских идей с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет является не только серьёзным вызовом для правоохранительных органов Республики Беларусь, но и реальной угрозой безопасности нашего общества и государства в целом.
Наличие свободного доступа пользователей сети Интернет к большому количеству информационных ресурсов представляет и большие возможности, но, к сожалению, порой используется незаконопослушными гражданами для распространения экстремистских материалов. Такой случай недавно был рассмотрен в здании отдела внутренних дел райисполкома на выездном заседании суда. Рассматривал дело судья и председатель суда Михаил Юрченко.
Жителю района – он же является работником одного из государственных предприятий Лепельщины – предстояло ответить за совершенные правонарушения по статьям 19.11 и 24.23 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
На судебном процессе побывала и журналист районной газеты. Признаться, мероприятие впечатлило. Казалось бы, после событий 2020 года все должны были сделать правильные выводы, но не тут-то было – так называемые «светлые лица протеста», словно подснежники весной, все еще «выскакивают».
В зал заседаний зашел мужчина лет 60. С виду – довольно приличный гражданин, сдержанный, на злостного правонарушителя не похожий. Лишь наручники на руках указали, что не все так гладко. Видимо, есть за что…
Возраст, место рождения, семейное положение и так далее — уточнил судья личность мужчины. А вскоре ближе к делу.
Согласно первому протоколу гражданин М. (так будем называть «героя» публикации) с использованием глобальной сети Интернет в социальной сети «Одноклассники» публично разместил в своем аккаунте, общедоступном для других лиц, информационную продукцию — материалы с логотипами сайтов, включенные в республиканский список экстремистских материалов. Выходит, гражданин распространял и хранил данные экстремистские материалы в своем аккаунте.
— Ваше отношение к протоколу? – задал судья вопрос М.
— Не согласен, — последовал ответ.
Согласно второму протоколу М. разместил в открытом доступе на своей странице в сети «Одноклассники» фотографии и видеозаписи граждан, участвующих в протестах против результатов прошедших в 2020 году выборов Президента Республики Беларусь. При этом граждане использовали различные плакаты, протестные символы, флаги, герб. С содержанием данного протокола мужчина согласился.
Далее судья приступил к опросу М. Ответы, мягко говоря, обескуражили…
— Что скажите по поводу размещения на своей странице экстремистских материалов? – спросил судья.
— Было просто интересно посмотреть, что там творится. От нечего делать, можно сказать. А размещать никуда не собирался. Как-то «тык-тык» пальцами — и само появилось у меня на странице. Сам не знаю, как… — поступил ответ.
Дальнейшие слова М. продолжили удивлять. Как он сам признался, он толком-то и пользоваться Интернетом не умеет, считает, вероятно, что кто-то другой вместо него все это сделал.
Удивительно, но завести аккаунт в социальной сети гражданин смог, длительное время им пользовался, добавил друзей, не составило для него труда и фото разместить в аккаунте из семейного архива. А как спросили про экстремистские материалы, тем более, размещенные в аккаунте по настоящее время, направленные на дискредитацию нашей страны и руководителей, так это случайно.
Также М. не знал, что законом запрещено и проведение несанкционированного массового мероприятия — пикетирования в сети Интернет без разрешения местного исполкома.
На все последующие вопросы судьи мужчина отвечал в том же духе – «Не помню», «Не знаю», «Не понимал», «А что деревенский малец может в этом интернете разместить?».
Оказывается, может! Решение судьи за два правонарушения – 30 суток ареста. Все же М. убеждал в своей невиновности до самого конца. «Не может быть, чтобы я размещал такие видео и картинки! Это, видимо, коллеги сделали, пока телефон лежал на виду», — объяснялся М.
Вот так события почти 4-летней давности сменили привычный жизненный ритм жителя района на дни и ночи в заключении. Вывод напрашивается один – каждый ответит по закону. Кто-то раньше, кто-то позже. Странно, что не все пока это поняли…