• Пенсионер передал кибермошенникам деньги и слитки драгоценных металлов.…
  • Активистки Лепельской районной организации ОО “Белорусский союз женщин”…
  • “Пеллеты и еще раз пеллеты!” Почему Александр Лукашенко…
  • Генпрокуратура: коррупция не превышает 2% в структуре общей…
Лепельский край
  • Главная
  • Новости
    • Общество
    • Президент
    • Пульс Лепельщины
    • Школьный меридиан
    • Новости региона
    • Спорт
    • Культура
    • Молодёжное
    • Беларусь помнит!
    • Основы безопасности
    • Здоровье
    • Сельское хозяйство
    • Власть и люди
    • Беларусь — это мы
    • Человек и закон
    • Охрана природы
    • Бацькаўшчына
    • В стране
    • Сто дорог – одна твоя
  • Реклама
  • О редакции
  • 95 лет пишем историю
☰
Лепельский край
HAPPY LIFE

Пароходы на Лепельщине

lepadmin - История края - 04.09.2023
Березинская водная система в истории Лепельщины имеет большое значение. Именно по ней осуществлялись сплав леса и доставка грузов. В первой половине ХХ века было развито и судоходство. Какие же корабли ходили по нашим рекам и озёрам? Каковы их судьбы?
lepadmin
85 просм. 0 Комментариев

Березинская водная система в истории Лепельщины имеет большое значение. Именно по ней осуществлялись сплав леса и доставка грузов. В первой половине ХХ века было развито и судоходство. Какие же корабли ходили по нашим рекам и озёрам? Каковы их судьбы?

Обратившись к материалам ѴІ научно-практической конференции «Лепельскія чытанні», мы узнали множество интересных фактов:

В довоенное время, до 1918 года, ходил товаро-пассажирский пароход «Лина», который совершал два рейса в неделю: «Лепель – Борисов» и «Борисов Лепель». В Борисов доставлялись местные продукты (кожа, рыба и сельхозпродукты), по Березине лесоматериалы, шпалы, дрова. В зависимости от состояния ( зимнего пути провозили от 1200 до 2000 плотов. Ходили пароходы «Звезда» и «Мечта», товарный пароход «Велиса».

Сведения о товарном пароходе «Велиса» сохранились в водовороте истории.

Маленький пароходик, который сошёл со стапелей рижской верфи «Ланге и сын» в конце ХІХ века, ожидала долгая и полная приключений жизнь. Построенный по заказу «Первого общества пароходства и торговли по реке Западная Двина», корабль прибыл в г. Витебск, который и стал на долгое время его главной базой.

4 декабря 1919 года, переоборудованный в канонерскую лодку «Велиса», он был зачислен в состав Западно-Двинской флотилии. Судно участвовало в боях против частей польской армии в районе Полоцка и Дисны в мае 1920 года, а также осуществляло воинские перевозки в интересах ХѴ армии.

17 октября 1920 года пароход разоружили и исключили из списков военного флота в связи с возвратом Витебскому управлению водного транспорта для использования в качестве товаро-пассажирского парохода. Сначала пароход находился в подчинении НКПС, с 30 января 1931 года – Наркомвода, а с 9 апреля 1939 года – Наркомата речного флота. В 1938 году пароход получил новое название – «Енисей».

Местные жители вспоминают, что перед началом Великой Отечественной войны по Соединительному и Веребскому каналам прошли пароход и несколько катеров. Был ли это именно «Енисей», сейчас с уверенностью говорить невозможно. С началом боевых действий пароход обеспечивал переправу войск Западного фронта через Западную Двину, а 7 июля 1941 года ввиду невозможности эвакуации по приказу военного командования он был затоплен у пристани Улла на Западной Двине.

В 1945 году водолазы народного комиссариата речного флота подняли корабль и вернули его в строй. Пароход «Енисей» вернулся к своей обычной работе. В 1949 году кадр корабля, идущего по реке Западная Двина на фоне Полоцка, который возвращается к мирной жизни, сделал корреспондент местной газеты, и это единственное фото парохода. На Витебщине «Енисей» будет работать до 1956 года. Затем он был выведен из эксплуатации и переоборудован в бункеровочную базу. И только спустя пятнадцать лет использование парохода прекратилось. В 1971 году он был сдан  «Главвторчермету» и в г. Витебске был разделан на металл.

Стремительное развитие технологий практически свело «на нет» значение водных путей в качестве транспортных артерий, а неторопливые пароходы сменили автомобили и поезда.

Однако и в настоящее время активно развивается туризм. Каждый согласится с тем, что пейзажи с воды предстают в совершенно ином виде и способны восхитить даже искушённого путешественника Озеро Лепельское, которое впечатляет туристов своей красотой, все ещё ожидает своих кораблей…

Текст: Василий ЛЕЙКО

МЕТКИ:
Предыдущая
Технопарк “на плечах гигантов”, счастье Лукашенко, Совбез, родная мова и день дарения. Главные итоги недели Президента
Следующая
Проверьте, правильно ли вы оплачиваете коммунальные услуги, чтобы не попасть в неприятную ситуацию
Рекомендуем
19.05.2023
Піянеры і камсамольцы Пышняншчыны
07.11.2024
Встреча поколений: активисты БРСМ в гостях у ветерана комсомола Лариса Сковородко
18.09.2022
Лясная справа ім па душы
14.11.2023
В музее обсудили создание новой экспозиции
Leave a Reply

Нажмите, чтобы отменить ответ.

You must be logged in to post a comment.

Последние новости

  • Пенсионер передал кибермошенникам деньги и слитки драгоценных металлов. Возбуждено уголовное дело
  • Активистки Лепельской районной организации ОО “Белорусский союз женщин” сегодня встретились на очередном заседании, чтобы обсудить актуальные вопросы развития женского движения на Лепельщине
  • “Пеллеты и еще раз пеллеты!” Почему Александр Лукашенко требует наладить производство древесного биотоплива
  • Генпрокуратура: коррупция не превышает 2% в структуре общей преступности в стране
  • Отделение “Святліца” – место, которое стало вторым домом
ГРУППЫ И СОЦСЕТИ
РЕДАКЦИЯ

211174 Витебская обл., г. Лепель, ул. Ленинская, 8/65.

lepel.kraj@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ

Лепельский районный исполнительный комитет

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

Мисник Яна Владимировна

(8-02132) 6-66-78

РАЗРАБОТКА САЙТА

Яндекс.Метрика
Вверх
© Copyright 2025 - Лепельский край . All Rights Reserved