Как мы уже ранее отмечали на страницах газеты, в государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Лепеля» реализуется инновационный проект «Внедрение модели многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»
Как мы уже ранее отмечали на страницах газеты, в государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Лепеля» реализуется инновационный проект «Внедрение модели многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников», руководителем которого является директор учреждения образования Оксана Харлёнок.
Консультанты проекта — профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования» Светлана Гин, доцент кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования Наталья Капшай и проректор по научно-методической работе этого же учреждения образования Марина Добродушенко.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов начального образования в формировании функциональной грамотности младших школьников на базе СШ №1 в рамках данного инновационного проекта состоялся семинар, а провела его один из консультантов — Светлана Гин.
Светлана Ивановна рассказала об истории возникновения термина «функциональная грамотность» и его современном содержании, об основных направлениях деятельности учителя по формированию читательской грамотности школьников.
Было отмечено, что функционально грамотный человек, вступая во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируется и функционирует в ней. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а у школьников –- серьёзным показателем качества образования.
Консультант отметила, что развитие функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
— Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, — акцентировала Светлана Ивановна.
В эпоху информационной насыщенности особую значимость приобретает визуальное представление информации в доступном, наглядном виде. Такое представление позволяет работать с большим объёмом информации, в том числе в виде схем, графиков, диаграмм, что востребовано при выполнении заданий международного исследования PISA. А так как начальная школа является «фундаментом» общего среднего образования, то учителям начальных классов должное внимание необходимо уделять вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Полученные данные служат основой для определения стратегий развития системы образования. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности.
Подробнее участники семинара остановились на читательской грамотности и технологии многомерного чтения.
На семинаре учителя получили возможность примерить на себя роль ученика и прочувствовать, с какими трудностями часто сталкивается ребенок, который только начинает получать знания. От того, насколько серьезно и ответственно относится учитель к этому процессу, зависит умение ребенка работать с информацией в современном мире и быть успешным.
Педагоги также обсудили современные подходы к повышению качества общего среднего образования, организацию работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности учащихся и другие актуальные вопросы.
***
В 2021-2022 учебном году в СШ №1 проходил первый этап реализации инновационного проекта, целью которого было повышение уровня функциональной грамотности учащихся 2-х классов.
Так, например, при использовании технологии многомерного чтения учителя по-новому стали работать над текстом, а значит, и по-новому мыслить, используя нестандартные задания. В результате на уроках литературного чтения стали популярными задания исследовательского характера, творческой и практической направленности.
В рамках реализации инновационного проекта педагоги Ирина Гринкевич, Наталья Демко и Мария Осовская вместе с учащимися были активными участниками проектно-исследовательской деятельности, где показали прекрасные результаты. Так, второклассники в областном этапе республиканского конкурса «Энергомарафон» в номинации «Литературное творчество» были отмечены дипломом I степени. Кроме этого, учащийся 2 «А» класса Я. Адамович удостоен диплома 3 степени за победу в областном дистанционном конкурсе для учащихся 2-4 классов «Эксперимент-Шоу». Также два учащихся 2 классов М. Белоусов и Я. Адамович приняли участие в областном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Вернисаж».
Педагоги Мария Осовская и Жанна Карпицкая участвовали в XV Республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» с проектом «Использование интеллект-карт на уроках литературного чтения и предмета «Человек и мир, курса «Мая Радзiма — Беларусь».
Таким образом, многомерное чтение создаёт условия для формирования таких качеств у учащихся как креативность, критическое мышление, умение работать в команде, коммуникабельность. Каждый ребёнок с помощью многомерного чтения может реализовать свой интеллектуальный, творческий, личностный потенциал.
Наталья Храповицкая.