Реконструкция автодороги Полоцк-Лепель сопоставима по масштабу с реконструкцией путепровода «Полоцкий» в Витебске.
Этот проект, к реализации которого приступило РУП «Витебскавтодор», по масштабам не уступает реконструкции путепровода «Полоцкий» в областном центре. Важно, что именно по этой дороге лежит путь из Полоцка, Новополоцка, Верхнедвинска, а также Прибалтики и России, в частности Санкт-Петербургского направления, в белорусскую столицу.
Реконструируемый участок расположен в трех районах: Лепельском, Ушачском, Полоцком. По параметрам он относится к дорогам третьей категории. Ширина проезжей части составляет 7 м. Имеет две полосы движения с асфальтобетонным покрытием, пять железобетонных мостов, несущая способность которых не соответствует требуемым нагрузкам. На участке введено круглогодичное ограничение на одиночную ось до 10 т.
Реконструкция позволит повысить категорию дороги до второй, увеличить ее несущую способность до 11,5 т на одиночную ось, а искусственных сооружений (мосты, переходы для скота) – до требуемых нагрузок. Полосность и ширина проезжей части не увеличатся, хотя до 13 метров расширится дорожное полотно.
Протяженность реконструируемого участка от Лепеля до Полоцка составляет 60 км, он разбит на две очереди по 30 км.
В перечне работ – укрепление откосов, увеличение радиусов кривых в плане и профиле для профилактики дорожно-транспортных происшествий, замена слабого грунта земляного полотна, всех водопропускных труб, перестраивание всех мостов и переходов для скота и другие работы.
Разработчиком проекта выступило ГП «Белгипродор». Заказчик РУП «Витебскавтодор» по результатам тендера выбрало генеральным подрядчиком открытые акционерные общества «ДСТ-1, г. Витебск». В качестве субподрядчиков привлекли ОАО «ДСТ № 4, г. Брест», «ДСТ № 3» (Могилев), «ДСУ-5, г. Витебск», РУП «Белдорсвязь». То есть, кроме дорожников Витебщины, а сейчас здесь работают коллективы из Витебска, Лепеля, Полоцка, Шарковщины, Орши, к реконструкции дороги приложат руку коллеги, считай, со всей республики. У каждого свои участок и зона ответственности.
Реконструкция началась со второй очереди, от деревни Сорочино в Ушачском районе до Полоцка. В период выполнения работ движение автотранспорта по дороге прерываться не будет. Уже сейчас выполнены мероприятия по организации безопасного движения на участках, где идут работы. Водителей призывают быть предельно дисциплинированными, аккуратными, терпеливыми.
Практически на 70 % реконструируемой дороги организуют временные объезды. Так, чтобы отремонтировать мосты через реки Туржанка и Туровлянка, проект предусматривает временный сброс транзитного движения на местную дорожную сеть. Объезд протяженностью 1,7 км будет организован по автодороге Н3241 и 7,6 км – подъезд к деревне Туржец-1 от автодороги Р46. Проект предусматривает уширение и усиление указанных участков дорог.
– Хотя по документам реконструкция началась 14 марта, фактически нас сдерживали погодные условия, – отмечает главный инженер РУП «Витебскавтодор» Александр Рымашевский. – Но уже началось удаление растительности с полосы отвода и пятна застройки, вынос коммуникаций – связи, электрики, газа. Оборудованы стройгородок, технологические площадки для складирования строительных материалов и дорожно-строительной техники.
Идут мероприятия по разработке карьера «Атрошковское» в Ушачском районе для обеспечения объекта грунтом. Согласно проектно-сметной документации, продолжительность строительства каждой из двух очередей дороги составляет по 24 месяца. То есть начатая сейчас реконструкция второй очереди должна завершиться весной 2025 года. По прогнозам Александра Рымашевского, уже этой осенью по отдельным участкам, где полностью выполнят запланированные работы, можно будет составить представление, как будет выглядеть вся обновленная дорога.