В каждом кафе, парке и даже за обеденным столом дома мы наблюдаем одну и ту же картину, где дети и подростки полностью поглощены светящимися экранами своих смартфонов. Гаджеты стали неотъемлемой частью их жизни, представляя собой окно в мир и средство общения. Однако, когда это “окно” начинает заслонять реальность, а “общение” сводится к лайкам и коротким сообщениям, возникает серьезная проблема – бесконтрольное использование смартфонов. Специалисты, глубоко изучающие этот феномен, выражают серьезную обеспокоенность. Причина не только в естественном детском любопытстве. Многие приложения и социальные сети, как указывают некоторые эксперты, разработаны с использованием психологических механизмов, целенаправленно удерживающих внимание. Эффект “поведенческой зависимости” создается за счет таких элементов, как постоянные уведомления, система вознаграждений и бесконечная лента новостей. Детям, чей самоконтроль еще только формируется, особенно трудно противостоять этому, и они рискуют попасть в ситуацию, где виртуальный мир кажется привлекательнее реального.
Такое активное взаимодействие с цифровыми устройствами сопряжено с различными рисками. Масштабные исследования последних лет показывают тревожную связь между увеличением времени, проводимого подростками со смартфонами, и ростом проблем с психическим здоровьем. Среди молодежи, особенно у девочек, специалисты отмечают всплеск таких состояний, как депрессия, тревожные расстройства и даже суицидальные мысли. Значительное давление на неокрепшую психику создается из-за постоянного сравнения себя с “идеальными” образами в соцсетях, страха что-то пропустить (FOMO – Fear Of Missing Out) и распространенности кибербуллинга. Нарушения сна, вызванные светом экранов и ночным использованием гаджетов, лишь усугубляют эту непростую ситуацию.
Параллельно с этим, эксперты в области социальных взаимодействий указывают на деградацию навыков живого общения. Когда подростки предпочитают текстовые сообщения реальному разговору, они постепенно теряют способность считывать невербальные сигналы, сопереживать и вести глубокие, содержательные диалоги. Возникает феномен, который можно охарактеризовать как “вместе, но поодиночке”, когда люди, находясь физически в одной комнате, тем не менее, каждый поглощен своим устройством. Это обедняет семейные связи и дружеские отношения, способствуя возникновению чувства одиночества даже в окружении близких людей. Нельзя обойти вниманием и влияние бесконтрольного экранного времени на когнитивное развитие. Некоторые специалисты по детскому развитию отмечают у детей, чрезмерно увлекающихся гаджетами, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и трудности с усвоением сложной информации. Время, которое могло бы быть потрачено на активные игры, чтение книг, творчество или просто на “скуку”, столь важную для развития воображения, теперь поглощается смартфонами, что, в свою очередь, может негативно отразиться и на академической успеваемости.
Что могут сделать взрослые?
Важно понимать, что демонизировать сами технологии бессмысленно, поскольку они прочно вошли в нашу жизнь. Проблема заключается не в смартфонах как таковых, а в их бесконтрольном использовании. Эксперты сходятся во мнении, что полный запрет не является выходом и может привести к еще большей изоляции ребенка от сверстников. Вместо этого родителям и педагогам следует избрать другой путь, направленный на формирование культуры осознанного взаимодействия с цифровыми устройствами.
Этот путь начинается с повышения собственной цифровой грамотности взрослых, ведь чтобы направлять детей, важно самим понимать особенности цифровой среды. Не менее значимо устанавливать четкие правила и границы, определяя время и места, свободные от гаджетов, например, во время семейных приемов пищи, перед сном или при выполнении домашних заданий. Важно также учить детей критическому мышлению, помогая им анализировать информацию, получаемую из сети, и распознавать возможные манипуляции и дезинформацию. Крайне необходимо развивать навыки живого общения, поощряя реальные встречи с друзьями, содержательные семейные разговоры и совместные хобби. Взрослым следует помнить, что они являются примером для подражания, так как дети часто копируют их поведение; если родители сами постоянно погружены в свои телефоны, трудно ожидать иного от ребенка. Наконец, важно проявлять искренний интерес к онлайн-активности ребенка, не с целью тотального контроля, а для того, чтобы быть в курсе его интересов, возможных проблем и своевременно оказать необходимую поддержку.
Бесконтрольное использование смартфонов детьми – это вызов, на который современное общество должно дать адекватный ответ. Этот ответ лежит не в плоскости запретов, а в формировании культуры осознанного и сбалансированного взаимодействия с цифровыми технологиями, где реальная жизнь всегда будет оставаться в приоритете.
Два взгляда на смартфон в руках ребенка
“Смотрите, какие серьезные проблемы это вызывает!”
К этому лагерю можно отнести исследователей, чьи работы акцентируют внимание на потенциальном вреде и уже наблюдаемых негативных последствиях.
Ярким представителем этого направления является психолог Джин Твенге (Jean M. Twenge), автор нашумевшей книги “iGen” (в русскоязычных изданиях известна как “Поколение селфи” или “Поколение Я”). Твенге провела масштабный анализ данных по нескольким поколениям американских подростков и пришла к выводу, что поколение, выросшее со смартфонами (примерно с 2012 года, когда смартфоны стали массовым явлением), демонстрирует беспрецедентный рост показателей депрессии, тревожности, чувства одиночества и даже суицидальных мыслей. Она связывает это напрямую с сокращением времени, уделяемого живому общению, сну, чтению книг, и увеличением времени, проводимого в социальных сетях и онлайн. Твенге указывает на то, что подростки стали реже встречаться с друзьями, позже получают водительские права, менее заинтересованы в подработках – то есть, медленнее взрослеют и хуже подготовлены к реальной жизни. Ее работа – это серьезное предупреждение, основанное на статистике, о том, что смартфоны и соцсети могут оказывать разрушительное воздействие на психическое здоровье и социальное развитие.
Другой значимый голос в этой дискуссии – Шерри Теркл (Sherry Turkle), социолог и психолог из MIT. В своих книгах “Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other” (“Вместе в одиночестве: Почему мы ожидаем большего от технологий и меньшего друг от друга”) и “Reclaiming Conversation: The Power of Talk in a Digital Age” (“Вернуть себе разговор: Сила живого общения в цифровую эпоху”) Теркл исследует, как технологии меняют саму природу человеческого общения. Она утверждает, что постоянная подключенность к сети и предпочтение онлайн-взаимодействий живому разговору ведут к эрозии эмпатии, способности к глубоким связям и саморефлексии. Дети и подростки, по ее мнению, теряют навыки ведения полноценного диалога, им становится сложнее понимать нюансы человеческих эмоций и выстраивать доверительные отношения. Феномен “вместе в одиночестве”, когда люди физически находятся рядом, но каждый погружен в свой гаджет, становится нормой, что особенно пагубно для формирования личности.
“Да, проблемы есть, но давайте научимся с этим жить и управлять этим грамотно”
На другом полюсе находятся эксперты, которые, не отрицая рисков, делают акцент на необходимости адаптации и выработки стратегий здорового сосуществования с технологиями.
Аня Каменец (Anya Kamenetz), журналист, специализирующийся на образовании и технологиях, в своей книге “The Art of Screen Time: How Your Family Can Balance Digital Media and Real Life” (“Искусство экранного времени: Как вашей семье сбалансировать цифровые медиа и реальную жизнь”) предлагает более взвешенный подход. Она призывает родителей не впадать в панику и не демонизировать гаджеты, а искать индивидуальный баланс для своей семьи. Каменец подчеркивает, что важно не столько количество экранного времени, сколько качество потребляемого контента и контекст использования. Она анализирует существующие исследования, развенчивает некоторые мифы и предлагает практические советы по интеграции цифровых медиа в жизнь ребенка таким образом, чтобы они приносили пользу, а не вред, способствуя обучению и творчеству.
Схожей позиции придерживается педагог Девора Хайтнер (Devorah Heitner), автор книги “Screenwise: Helping Kids Thrive (and Survive) in Their Digital World” (“Экранная мудрость: Помогая детям процветать (и выживать) в их цифровом мире”). Хайтнер видит роль родителей не в тотальном контроле и запретах, а в наставничестве. Она убеждена, что детей необходимо учить цифровой грамотности, критическому мышлению, этикету онлайн-общения и эмпатии в виртуальном пространстве. Вместо того чтобы просто ограничивать доступ, Хайтнер предлагает вооружить детей навыками, которые позволят им безопасно и продуктивно использовать технологии, понимать их влияние и делать осознанный выбор. Ее подход ориентирован на воспитание ответственного цифрового гражданина.
Очевидно, что истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине, или, скорее, в синтезе этих подходов. Тревожные данные, представленные Твенге и Теркл, нельзя игнорировать – они указывают на реальные и серьезные риски. В то же время, прагматичные советы Каменец и Хайтнер дают надежду и предлагают конструктивные пути решения, ведь полностью исключить смартфоны из жизни современных детей практически невозможно. Задача родителей, педагогов и общества в целом – услышать обе стороны, осознать глубину проблемы и выработать комплексные стратегии, которые помогут детям использовать технологии во благо, минимизируя при этом их негативное влияние и сохраняя ценность живого человеческого общения и здорового развития.
https://ultra.by/ и https://b2b.ultra.by/ .
Подготовлено Ультра Бай (поставщик компьютерной техники) специально для редакции газеты Лепельский край.