
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей отмечается ежегодно 11 апреля. Дата памяти жертв концлагерей была выбрана неслучайно. Именно 11 апреля 1945 года узники концлагеря Бухенвальд подняли восстание. Им удалось обезоружить более 800 солдат охраны. После того как 13 апреля к лагерю подошли американские войска, он был полностью освобожден. Спасены были более 21 тысячи человек, включая 914 детей.
Все люди, пережившие войну, помнят бомбëжки, смерть и голод. Но самые страшные воспоминания о военных преступлениях всю жизнь хранят те, чьё детство прошло в концлагерях.
Страшные воспоминания о чужой стране
В преддверии этой памятной даты нам удалось побеседовать с малолетней узницей концлагеря Аделией Тарасевич, которая нам рассказала о годах, проведённых в фашистских застенках.
В этом году женщине исполняется 94 года. С тех страшных времен времени прошло очень много, но по всему заметно: та жизнь отложилась в памяти, как будто это было вчера.
Родом Аделия Антоновна из деревни Забоенье Домжерицкого сельсовета (деревни уже нет на карте). Мама нашей собеседницы одна поднимала на ноги четверых детей, так как отца еще до войны выслали в Сибирь.
Дети с малых лет были приучены к труду, в хозяйстве имелись корова и свиньи, как, впрочем, во всех семьях того времени. Имелся и достаточный надел земли, на котором также нужно было работать.
Когда в деревню в 1943 году пришли немцы, грабили и забирали все, что попадалось на глаза – зерно, картофель, живность во дворах.
— Я была рослая и выглядела старше своих лет. Когда немцы стали сгонять молодежь, мама мне говорит: «Присядь». Я села, обняла ей ноги, немцу говорю, что нога болит. Но он все равно погнал на улицу, — со слезами на глазах вспоминает лепельчанка.
До Березино мы шли пешком, где был на поле лагерь, обтянутый проволокой. Потом нас отправили в Парафьяново в такой же лагерь и уже затем в Германию. В Дюссельдорфе предлагали бауэрам выбирать для себя рабочих, но меня никто не выбрал.
С этого времени нашу героиню ожидали тяжёлые испытания – невыносимый труд, голод, болезни, скитания по чужой стране. Поддержкой была землячка, которая не оставляла ни на минуту.
Как сегодня, помнит Аделия Антоновна один случай:
– В Германии я попала в небольшой город Хильден работать на фабрике по производству деталей из железа. Вместе с другими молодыми ребятами много и тяжело трудилась, на тачках подвозила детали, убирала стружку, окна мыла. Питание было скудным. Рядом с фабрикой, через реку, рос сад. Но нам нельзя было даже упавшие плоды под ногами поднимать, за это серьезно наказывали.
Когда созрели яблоки, я решила их нарвать. Хоть меня и предупреждали, что за такое ждет расстрел, я про себя сказала: «Гореть вы будете, гады, в аду! А я все равно переберусь через речку, которая была шириной 6-7 метров, и сорву». И вот набрала я яблок, а рядом еще и груши, а они такие сочные! Только несколько положила за пазуху и собираюсь возвращаться, как слышу громкий грубый голос на немецком языке. Обернулась, а там мужик с автоматом. Я за куст смородины шмыгнула и на четвереньках поползла быстро к реке. Слышу только свист пуль надо мной и вижу реку. Прыгнула в нее, наткнулась ногой на стекло и поранилась. Ну, думаю, теперь меня точно убьют.
Утром не пошла на работу, так как нога распухла. Пришел немец, посмотрел на меня и, наверное, пожалел. Отвел к медсестре, которая обработала рану и даже причесала.
На этой фабрике наша собеседница работала несколько месяцев, так как снаряд разрушил здание. Советских граждан опять ожидали скитания. Сначала их отправили в подвал, а после — на медицинскую фабрику, где сушили и резали растения.
— В это время уже начались бомбежки над городом. Немцы прятались, а мы, наоборот, выходили на улицу и радовались, что скоро войне конец. Потом нас перевезли в огромное помещение, как подвал. Работала я на улице, грузила снег, выполняла другую работу.
Еды совсем не давали, поэтому мужчины крали кормовые бураки, пекли их и нам давали. Там также недолго пробыли, всех согнали в одну колонну и повели.
Из-за холода у 12-летней девочки ноги не сгибались в коленях, совсем не шли. Ей уже было все равно, что могут расстрелять. Ослабшая, она тихонько отошла от всех. К счастью, никто этого не заметил. К вечеру пришла к какому-то коттеджу и попросила у немки кушать и переночевать. Ее накормили и постелили на сене в сарае. Так было во вторую и третью ночь. Никто не отваживался у себя оставить русского ребенка, ведь из-за этого могут быть проблемы.
Пришлось также побывать в тюрьме нашей героине и в подвале с украинскими гражданами.
— Я спала в этом подвале, как слышу: «Люди, выходите, война кончилась! На домах белые флаги висят. Я плачу, что не могу идти, а мне говорят: «Мы тебя не оставим. Будем нести, но домой доставим».
Возвращение на родину
Каторжников расформировали и большими группами доставили по разным точкам: одних – в Россию, других – в Беларусь, некоторых – в Украину. Вскоре наша героиня оказалась в Борисове. Оттуда до деревни Забоенье шла пешком. Всю дорогу боялась, что родных нет в живых, ведь их собирались живьем сжечь.
Наконец, почти достигнув заветного пункта, девушка спросила про маму.
— Жива твоя мама. Она у тебя очень красивая. А будет еще красивее, когда узнает, что ты жива, — ответила прохожая.
— Когда я зашла в дом. Мама была на печи, так как работала в ночную смену. Она, падая, слезла на скамейку и говорит: «Хоть бы это был не сон!» И заплакала.
Мирное время
Далее шли непростые годы восстановления. Однако самым главным было то, что семья воссоединилась, люди стали свободными, вернулись на родную землю.
– После войны очень трудно было, – вспоминает Аделия Антоновна. – Разруха, голод… Я с 12 лет работала в колхозе, выполняла разную работу, и никогда не боялась трудиться.
Некоторое время Аделия Антоновна жила и работала в Минске, а затем вновь вернулась в деревню. Вскоре переехала в Лепель, где и встретила свою судьбу. Её избранником стал Адам Тарасевич. Счастливые супруги стали родителями четверых детей и прожили вместе счастливую жизнь. В 2011 году супруга не стало.
Сейчас всю любовь и внимание любимой маме дарят три дочери – Софья, Галина и Антонина. Аделия Антоновна – счастливый человек, ведь у неё большая семья – 8 внуков и 13 правнуков. Близкие очень любят и ценят свою маму, бабушку и прабабушку.
– Несмотря на тяжёлое детство, вам удалось сохранить бодрость и оптимизм, в чём секрет?
— В детях, внуках и правнуках, которых я очень люблю, — искренне говорит женщина.
День Победы – самый главный праздник в жизни нашей героини, который она всегда отмечает «со слезами на глазах», ведь память о войне не стирается и не тускнеет с годами.
Нашей собеседнице очень приятно, что молодое поколение помнит и чтит тех, кто за Победу воевал. Когда к Аделии Антоновне приезжают внуки, всегда просят рассказать о страшных событиях, через которые прошли их дедушка и бабушка.