Обратите внимание!
Комитетом государственного контроля Витебской области проводится «горячая линия» с жителями области по вопросу доступности медицинской помощи
Обеспечение доступности медицинского обслуживания является одним из основных принципов государственной политики.
Выполнение поручений Главы государства в здравоохранениинаходитсяна постоянном контроле в Комитете госконтроля, в том числе с проведением «горячих телефонных линий», которые позволяют выявлять проблемныевопросыоказания медицинской помощи жителям Витебской области. В ряде случаев после изучения сообщений решаются поднятые гражданамипроблемы, не разрешаемыедлительное время.
Например, после вмешательства Комитета области по 3 обращениям были организованы выезды узких специалистов в сельскую местность, еще для нескольких граждан организовано проведение МРЭК с целью установления группы инвалидности и др.
Для оценки полноты принимаемых мерпо повышению качества и доступности медицинской помощи Комитетом государственного контроля Витебской области 24, 25 сентября 2024 г. будет организована «горячая телефонная линия», на которую можно сообщить о низком качестве медпомощи, в том числе в сельской местности (отсутствие приемов узких специалистов, не оснащение медтехникой, ненадлежащее состояние зданий,ограниченное время работы ФАПов), фактах длительныхожиданий диагностических исследований, операций, проведениядиспансеризации;необоснованного направления на платные услуги и др.
Обращения будут приниматься с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:00) по телефонам: 8 (0212) 37-61-94, 37-61-91, 37-61-70.
2.По требованию Комитета госконтроля Витебской области обеспечено взыскание с одного из станкостроительных предприятий г.Витебска в бюджет 30 тыс. руб. налоговых платежей
Государственными контролерами установлено, что данным субъектом допущено исполнение не в полном объеме налоговых обязательств по налогу на недвижимость и земельному налогу за IV квартал 2023 г. вследствие неправомерного применения льгот по указанным платежам. В частности, будучи обязанным уплачивать названные налоги по повышенным Витебским городским Советом депутатов в декабре 2022 г. в два раза ставкам фактически перечислено в бюджет в одинарном размере.
В этой связи субъекту мониторинга были выданы соответствующие рекомендации. О выявленном факте проинформирован налоговый орган для обеспечения контроля за исполнением субъектом налогового законодательства. В результате принятых мер в бюджет уплачено 29,9 тыс. руб. налоговых платежей, взыскано 1,8 тыс. руб. пени.
3.Комитетом госконтроля Витебской области пресечены факты несоблюдения ценового и торгового законодательства
В Комитете на постоянном контроле находятся вопросы соблюдения в торговых объектах требований законодательства о торговле, ценообразовании, наличия товаров в широком ассортименте и др.
В ходе контрольных мероприятий по данным вопросам в августе – сентябре выявлено превышение предельных торговых надбавок у 8 субъектов в г.Витебске, а также Браславском и Лиозненском районах.
Так, у одного субъекта предпринимательской деятельности в г.Витебске при формировании розничных цен на продовольственные товары торговая надбавка была превышена до 2 раз, например, на муку составила 50% при установленной 25%, хлопья овсяные – 30% вместо 25% и др.; у другого продавца на молоко сгущенное и майонез – 48% вместо 30% и др. За нарушение законодательства о ценах правонарушители привлечены к административной ответственности.
Кроме того, в магазинах выявлен ряд других нарушений.
Например, в 3 (из 5) изученных объектах Браславского района были допущены в продажу 17 наименований непродовольственных товаров с истекшим до 3,5 лет сроком годности, не соблюдались требования техрегламентов по маркировке товаров, применялись не поверенные весы, в 2 – нарушались санитарные требования, правила торговли, не соблюдался обязательный перечень товаров.
Также с истекшим до 3,5 лет сроком годности сняты с реализации 8 наименований товаров в 3 (из 6) изученных объектах в г.п.Лиозно. Кроме того, в одном магазине с потребительских упаковок дорогостоящего клея для облицовочных плиток была удалена информация о его дате изготовления, что не позволяло установить срок годности; отсутствовал поверенный метр для реализации метражных товаров; в другом – отсутствовали маркировка средствами идентификации на мороженом и дата изготовления на упаковках пельменей; в третьем – не соблюдались требования техрегламента по маркировке товаров для детей, на ряд товаров отсутствовала информация о цене и др.
Субъектам торговли вынесены рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Подобные нарушения в текущем году выявлены в объектах Верхнедвинского и Глубокского районов, городах Витебске, Орше, Полоцке, Новополоцке. По результатам контрольных мероприятий к ответственности привлечены порядка 160 человек, направлено более 40 рекомендаций об устранении нарушений. Приостанавливалась деятельность 3 объектов. Приняты меры по исправлению ситуации.
Контроль торгового обслуживания населения будет продолжен.
4. Реализация права граждан на обращение – на особом контроле
Право граждан на обращение является одним из основных конституционных прав, данный вопрос находится в Комитете госконтроля на особом контроле.
Законодательством определено, что право на обращение может быть реализовано гражданином путем подачи устного, письменного или электронного обращения, а также путем внесения обращения в книгу замечаний и предложений организации.
При этом последний способ не менее популярен у граждан, чем иные, поскольку книга замечаний и предложений является действенным инструментом, позволяющим обеспечить защиту своих прав.
В текущем году Комитетом области неоднократно выявлялись нарушения при работе с книгой замечаний и предложений. Например, к руководителю одного из кафе г.Витебска применена профилактическая мера воздействия в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в связи с невыдачей книги по первому требованию посетителя.
Следует обратить внимание, что книга замечаний и предложений должна вестись не во всех организациях, а только в тех, которые реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги, их обособленных подразделениях, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг.
На сегодняшний день очень удобно приобретать товары на различных маркет-плейсах в сети интернет, когда потребителю приходит товар в пункт выдачи заказов. При этомзаконодательство, регламентирующее порядок выдачи, ведения и хранения книги, не обязывает субъектов иметь ее в пунктах выдачи заказов, которые, как правило, являются лишь местом, предоставляемом организатором, и не принадлежащим ему, для передачи приобретенного клиентом товара.
Например, в Комитет обратился гражданин с жалобой о том, что его обращение, внесенное в книгу замечаний и предложений в пункте выдачи заказов одного из крупных интернет-магазинов, рассмотрено не своевременно и просил привлечь виновных к ответственности. Однако пункт выдачи заказов не является торговым объектом или местом реализации товаров, в связи с чемоснований для привлечения к административной ответственности не имелось. В подобных ситуациях для защиты своих прав гражданам следует обращаться непосредственно в организацию.
5. Комитетом государственного контроля Витебской области приняты меры по организации учета мелиоративных систем и отдельно стоящих гидротехнических сооружений,их своевременного обслуживания
Комитетом области на постоянной основе осуществляется контроль за рациональным использованием мелиорированных земель сельхозназначения, а также за организацией учета мелиоративных систем и отдельно стоящих гидротехнических сооружений, их своевременным обслуживанием.
Поддержание мелиоративных систем и отдельно стоящих гидротехнических сооружений в надлежащем состоянии имеет важное значение, ведь потеря их производительности ухудшает плодородие почв и снижает качество урожая.
Проверкой установлено, что в одном из районов Витебской области не были приняты к учету 15 мелиоративных систем. Фактически из-за бесхозяйственности было потеряно госимущество, на создание которого были затрачены значительные средства из бюджета.
В результате большинство этих мелиоративных систем не обслуживались, что привело к их зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью, заиливанию каналов и потере производительности.
Благодаря действиям Комитета области определены балансодержатели указанных мелиоративных систем и организовано их своевременное обслуживание.
В настоящее время указанные мелиоративные системы приняты на бухгалтерский учет организаций-землепользователей, на землях которых они расположены.
Контрольные мероприятия по данному направлению будут продолжены.